Серафимское юридическое агентство
Назад

Учебная езда в жилой зоне

Опубликовано: 01.03.2020
0
0

Определение

Определение, что считается жилой зоной по ПДД, представлено в п. 17.1. Правил. На основании нормативных положений данного пункта, таковой признается территория, обозначаемая 2-мя знаками особых предписаний (о них далее).

Соответствующие знаки устанавливаются, как правило, в местах, где необходимо обеспечить дополнительную безопасность движения для пешеходов и ограничить возможные действия водителей.

Обычно это спальные районы города или территории, прилегающие сразу к нескольким многоквартирным домам.

Обращаем внимание, что п. 17.4. Правил приравнивает все жилые территории к дворовым. А это значит, что соблюдать требования Раздела 17 Правил нужно не только в случае обнаружения соответствующих знаков 5.21. и 5.22., но и вообще на территории всех дворов многоквартирных домов.

Специального знака для обозначения придомовой территории Правила не устанавливают, поэтому водителю следует ориентироваться на косвенные признаки – например, смену покрытия с асфальтового на грунтовое, наличие в непосредственной близости детских площадок и др.

Что запрещено в жилой зоне для транспортных средств

Приведем перечень запретов, которые установлены Правилами относительно движения ТС в жилых зонах:

  1. В жилых зонах нельзя осуществлять сквозное движение.
    Под сквозным движением понимается использование жилой зоны в целях проезда к объектам, находящимся вне пределов этой зоны. К примеру, нельзя объезжать через жилую зону образовавшуюся на дороге общего пользования пробку и др.
  2. Запрещено осуществление учебной езды.
    Инструкторы по вождению обязаны проследить, чтобы учебная езда не осуществлялась на автомагистралях (п. 16.1. Правил), в жилых зонах и на иных территориях, где это запрещено.
  3. Нельзя стоять с запущенным автомобильным двигателем.
    В п. 17.2. Правил прямо указано – в жилых зонах и, соответственно, придомовых территориях, нельзя стоять с работающим двигателем.
    Запрет распространяется именно на стоянку, то есть, как сказано в п. 1.2. Правил, на намеренное прекращение движения ТС на срок более, чем 5 минут.
    При этом предусмотрено исключение – если необходимо посадить или высадить граждан, либо же загрузить или разгрузить транспортное средство, и указанная процедура будет длиться хотя и более 5 минут, но нарушения Правил при этом не будет.
  4. Не допускается стоянка грузовиков с массой более 3500 кг за пределами специально отведенных разметкой мест.

Учебная езда запрещается:

  • в жилых зонах;
  • на дворовых территориях.

Какие знаки обозначают и их действие

5.21 обозначает начало территории, на которой водители и пешеходы обязаны руководствоваться требованиями Раздела 17 Правил
5.22 обозначает окончание жилой зоны и, соответственно, окончание действия всех ограничений, наложенных Разделом 17 Правил

Территория жилой зоны имеет повышенную опасность из-за активности велосипедистов, скейтбордистов и пешеходов, в том числе с детьми и колясками. Поэтому законодательство предусматривает серьезные наказания за нарушенные в данной зоне правила, а сами жители вправе вызывать патрульную службу для восстановления порядка.

Учебная езда

В зоне действия знака приоритетным движением обладают пешеходы и велосипедисты, а запрет, помимо стоянки, распространяется также на:

  • сквозное движение, которое даже при возможности объехать серьезный затор на основной дороге не допустимо. Исключением из правил является спецтранспорт – скорая помощь, пожарная машина, мусоровоз. Правда, в законе есть одна небольшая лазейка: автомобиль может заехать во двор, остановиться на минутку, а затем продолжить движение. Подобный маневр ПДД нарушением не считает, а потому не карает штрафом;
  • учебная езда, которая даже при наличии инструктора несет слишком большую угрозу для окружающих.

Выезд и проезд

Осуществляющим выезд из жилых домов автомобилистам необходимо пропустить весь прочий автотранспорт, в том числе пешеходов и велосипедистов, независим от направления их движения.

В данной ситуации дворы расцениваются в качестве второстепенной территории, а значит, водитель не должен быть препятствием для прочего транспорта.

Скорость движения среди домов ограничена 20 км/ч, о чем сообщает п.10.2 правил движения. При этом нарушение требований карается точно так же, как и нарушение скоростного режима в любом другом месте.

К примеру, водитель, передвигающийся по жилой территории со скоростью 80 км/ч, может распрощаться со своими правами.

Учебная езда в жилой зоне

Местные жители вправе перемещаться как по тротуарам, так и по дорогам, являющимся проезжей частью. Так как вся власть в данной зоне принадлежит пешеходам, автомобилисты должны уступать им дорогу.

Однако правила указывают, что при движении люди не должны становиться неоправданной помехой для движения автотранспорта — то есть, умышленно идти по центру проезжей части или остановливаться для курения или разговора на дороге.

Дорожные правила предусматривают денежные штрафы за нарушения, совершенные на дворовой территории. Статья 12.28, состоящая из двух частей, говорит о сумме наказания в 1500 рублей. Однако вторая ее часть уточняют, что для нарушителей в Москве или Санкт-Петербурге этот размер увеличивается до 3 000 рублей.

Предлагаем ознакомиться  Имущественные права детей. Ст. 60 СК РФ. Право владеть и использовать имущество родителей

Превышение скоростного режима регулируется ст. 12.9 КоАП в зависимости от размера этого нарушения и может лишить водителя денежной суммы от 500 рублей до 5000 рублей.

Повторное нарушение правил приведет к более весомому денежному штрафу, а также вероятному лишению водительского удостоверения на срок от 6 месяцев до года.

Автоэксперты постоянно спорят относительно специфики движения по прилегающим и дворовым территориям, жилым зонам. Так, трудно определить виновника ДТП в таких зонах. С одной стороны, прилегающие территории не имеют знаков или светофоров, в том числе указывающих на приоритетность движения. Стоит ли пропускать помеху справа или автомобиль, движущийся по проезду, пока сам выезжаешь со стоянки?

Езда во дворах и жилых зонах: тонкости и нюансы

Иронично выглядит ситуация с освещенностью. В темное время суток находящийся на неосвещенной дороге автомобиль должен включать габаритные огни. Одновременно освещенность двора и, в том числе проезжей части, регулируется своим документом – СанПиН.

Что делать, если управляющая компания экономит на фонарях и недостаточно освещает подведомственную жилую зону? Оставлять на ночь автомобиль с включенными габаритами? Не рационально. А если в неосвещенный автомобиль въедет другой, не заметивший его в темноте? Кого считать виновником столкновения?

Заключение

Сотрудники ГИБДД неоправданно редко осуществляют патрулирование жилых зон. Если бдительные жильцы и очевидцы не сообщат о нарушении, виновник так и останется безнаказанным.

С другой стороны, тонкости проезда по таким территориям вынуждают автомобилистов досконально знать не только ПДД, но и ориентироваться в прочих нормативных актах, касающихся автомобильного движения в жилых зонах.

Является ли экзамен учебной ездой?

Выше приведены признаки учебной езды. Давайте разберемся, соответствует ли им экзамен.

Автомобиль на экзамене соответствует требованию номер 3. Осталось проверить требования 1 и 2, касающиеся обучающего (инструктора).

Данный пункт предусматривает 2 возможных состава участников на экзамене:

  • Кандидат в водители и экзаменатор (в автомобиле, принадлежащем ГИБДД).
  • Кандидат в водители, экзаменатор и обучающий вождению (в автомобиле автошколы).

При этом в первом случае экзамен не соответствует признакам учебной езды (т.к. нет обучающего), а во втором — соответствует.

Рассмотрим ситуацию с другой стороны. Можно сказать, что на экзамене никакого обучения не происходит, т.к. кандидат в водители пришел для того, чтобы показать полученные ранее навыки, а не получить новые. При таком подходе экзамен можно не считать учебной ездой.

Тем не менее, действующие нормативные документы не дают однозначного ответа на вопрос, поставленный в заголовке. Если у Вас есть собственные мысли по этому поводу, напишите их в комментариях ниже.

Можно ли въезжать во двор на экзамене?

В данном разделе речь идет не только про дворы, но и про жилые зоны. Однако самым распространенным объектом являются именно дворовые территории, которые встречаются в каждом населенном пункте.

На экзамене возможны 2 варианта:

  • Вы хотите въехать во двор по собственной инициативе. Например, для выполнения разворота с использованием прилегающей территории. В этом случае от маневра лучше отказаться и найти другое место, которое не будет спорным.
  • Экзаменатор предлагает Вам въехать во двор или в жилую зону. В этом случае нужно сказать экзаменатору о том, что пункт 17.4 запрещает учебную езду во дворах. Ну а дальше следует действовать в зависимости от его реакции.

В заключение хочу отметить, что с описанной сегодня проблемой приходится сталкиваться лишь небольшому числу кандидатов в водители. Однако если Вам на экзамене достанется такой спорный момент, то теперь Вы знаете, что предпринять.

Удачи на дорогах!

Скорость движения

Как следует из п. 10.2. Правил, в населенных пунктах автомобилисты могут двигаться со скоростью не свыше 60 км/ч.

Разумеется, представленное ограничение действует, если нет запрещающего указателя 3.24. Если такой знак есть, гражданину нужно ехать со скоростью не выше той, которая указана на знаке.

А вот для жилой зоны данное общее правило не действует. Тот же п. 10.2. Правил регламентирует – в жилой зоне скорость автомобилей должна быть не выше 20 км/ч.

Например, п. 10.1. указывает, что автолюбитель обязан вести машину со скоростью, учитывающей состояние ТС, груза, дорожные, погодные условия, видимость и др.

При этом выбранный скоростной режим должен соблюдать возможность постоянного контроля за движением ТС для выполнения требований Правил.

К примеру, если на улице сильный дождь или туман, в жилой зоне нужно двигаться с намного меньшей скоростью, чем максимально разрешенная Правилами.

Правила стоянки и парковки

Отличие стоянки транспорта от его остановки также регламентируется правилами, которые называют «остановкой» сознательное завершение движения длительностью не более чем на 5 минут. Этого периода достаточно для того, чтобы высадить или посадить пассажиров, загрузить или оставить груз, прогреть мотор в холодный сезон.

По истечении этого времени машина должна возобновить движение, в противном же случае данное действие расценивается как стоянка, и на автомобилиста будет наложен штраф.

Любое грузовое средство категории С, чья тоннажность превышает 3,5 тонны, не должно останавливаться в жилой зоне. Для такого рода автомобилей оборудуют особые площадки, отдельные полосы со специальной разметкой, тогда как на дворовой территории большегрузы препятствуют свободному движению машин и людей, а также обзору остальным участникам движения.

Зона жилых домов и дворовое пространство

Кстати, распространяется это правило даже на контейнерную площадку для сбора мусора и ведущий к ней путь. Согласно ПДД, он считается дорогой, перекрытие движения по которой является нарушением п.12.4.

Несмотря на то, что такое правонарушение карается штрафом, который дифференцируется в разных регионах России, расшифровки термина «газон» нет в законодательных актах.

Даже если нормативные акты по благоустройству конкретного объекта не предполагают запрета на порчу травяного участка, автовладелец из-за неправильной парковки все равно попадает под действие одного из следующих документов:

  • закон «Об охране окружающей среды»;
  • КоАП регионального уровня;
  • КоАП Российской Федерации.
Предлагаем ознакомиться  Есть ли состав преступления в моих действиях

Если автомобиль проедет или будет стоять на газоне придомовой территории, то штраф в размере от 1 до 5 тысяч рублей за это нарушение вправе выписывать городская администрация.

Аналогичным образом обстоит ситуация со стоянкой на детских и спортивных площадках — наказание за эти нарушения отданы в ведение КоАП.

Правила движения для пешеходов и автомобилистов в жилых зонах и во дворах представлены во все том же Разделе 17 Правил.

Для авто

Существуют 2 основных правила для автомобилистов:

  1. Предоставление приоритета другим участникам движения при выезде из жилой территории (подробности ниже).
  2. Предоставление приоритета пешеходам в жилой зоне во всех случаях.

Как сказано в п. 17.1. Правил, пешие граждане при их нахождении в пределах жилой зоны имеют право осуществлять движение как по тротуарам, так и непосредственно по проезжей части.

Правила стоянки и парковки

В этом и заключается основное отличие жилой зоны от обычных автомобильных дорог общего использования с тротуарами и обочинами – там пешеходы могут передвигаться исключительно по тротуарам, пешим дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам (п. 4.1. Правил).

О том, что значит “Уступить дорогу”, можно посмотреть в п. 1.2. Правил. Там сказано, что это значит не начинать, не возобновлять, не продолжать движение или не делать какой-либо маневр, если это вынудит пешего гражданина поменять направление движения или скорость.

Для пешеходов

Разделом 17 Правил установлено 1 основное требование для пеших граждан. Оно заключается в том, что пешие лица не должны создавать необоснованные помехи для передвижения транспортных средств в жилой зоне.

Отметим, что некоторые нормы Раздела 4 Правил могут применяться и по отношению к дворовым территориям и жилым зонам.

К примеру, аб. 4 п. 4.1. Правил регламентирует, что в темное время суток или при недостаточной видимости в пределах города пешим гражданам рекомендуется одевать светоотражающую одежду.

Данная рекомендация вполне справедлива и для жилой зоны – ведь водителю, даже движущемуся со скоростью, не превышающей 20 км/ч, заметить темный силуэт в условиях тумана может быть достаточно проблематично.

Въезд и выезд

В п. 17.3. Правил указано, что при выезде с жилой или дворовой территории автолюбитель обязан уступить дорогу другим участникам автотранспортного движения.

Направление движения, в котором движутся другие участники, значения не имеет – автомобилисту придется уступить в любом случае.

В отношении въезда специальных правил не установлено, то есть сразу за знаком начнут применяться положения Раздела 17 Правил – пешеходы приобретут приоритет в движении, а скорость должна быть снижена до 20 км/ч.

Разумеется, при въезде на жилую территорию нужно руководствоваться общими нормами Правил о маневрировании.

Например, если планируется съехать с дороги в жилую зону, расположенную справа, нужно обязательно перестроиться на правую полосу и заблаговременно включить правый указатель поворота.

Правила стоянки и парковки

Правилами также регламентируются особые условия при парковке и стоянке внутри дворовых территорий и жилых зон.

Как мы уже сказали ранее, легковым автомобилям, а также грузовым, которые имеют массу меньше 3,5 тонн (например, малометражные Газели), разрешено осуществлять остановку в жилых зонах.

Под остановкой понимается прекращение движения на время менее 5 минут, или на любое время, если остановка связана с посадкой или высадкой граждан, либо с загрузкой или разгрузкой ТС.

В остальном, специальные нормы не установлены, соответственно, применяются общие положения Правил, регламентированные Разделом 12.

Для грузовых

Запреты, налагаемые знаком «Жилая зона»

Грузовым автомобилям с массой свыше 3500 кг останавливаться не запрещено – запрещено именно стоять (то есть прекращать движение на срок более 5 минут, если это не связано с посадкой/высадкой/загрузкой/погрузкой).

В остальном, на грузовые автомобили распространяются все те же правила, что и на легковые (нужно уступать дорогу пешеходам везде в пределах жилой зоны, при выезде с нее – уступить дорогу всем остальным участникам движения, не ехать больше 20 км/ч и др.).

Ответственность за нарушения

Ответственность за нарушения, совершенные в жилых зонах или на придворовых территориях, регламентируется различными статьями КоАП (далее – Административный Кодекс, АК).

Основная статья – 12.28, содержащая в себе 2 части.Указанная статья определяет единый вид наказания в виде административного штрафа, размер которого варьируется в зависимости от места совершения правонарушения – город федеральной значимости или любой другой субъект РФ.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 12.28. АК, если водитель нарушит правила движения в жилой зоне, указанные в Разделе 17 Правил, его ждет штраф в твердом денежном выражении – 1500 рублей.

Предлагаем ознакомиться  Инструкция перевода жилого помещения в нежилое

То же самое нарушение, но совершенное в городе федеральной значимости – Москве или Санкт-Петербурге, повлечет за собой наложение в 2 раза большего штрафа – 3000 рублей.

Нюансы:

  • согласно комментарию к представленной статье, субъектом правонарушения являются водители ТС, а это значит, что, к примеру, пешеходы, создающие необоснованные помехи для ТС в пределах жилой зоны, будут наказываться не по ст. 12.28, а по ч. 1 ст. 12.30 АК, однако официального подтверждения данному утверждению найти в официальных источниках не удалось;
  • привлечение по ст. 12.28 АК осуществляется вне зависимости от типа нарушения – то есть неважно, стоял ли водитель с запущенным двигателем или не дал преимущество в движении пешеходу – штраф все равно будет 1500 рублей (или 3000 для Москвы или Санкт-Петербурга);
  • на основании п. 5 и п. 6 ч. 2 ст. 23.3 АК, рассматривать дела по ст. 12.28 АК имеют право начальник ГИБДД, его зам, начальник ЦАФАП, его зам, командир полка ДПС, его зам, а также сотрудник ГИБДД, имеющий специальное звание;
  • в соответствии с ч. 1.3. ст. 32.2 АК, правонарушение, состав которого предусмотрен положениями ст. 12.28, не входит в перечень исключений, соответственно, штраф что по ч. 1, что по ч. 2 ст. 12.28 может быть оплачен с 50-процентной скидкой, если оплата будет осуществлена в течение 20 дней после оформления постановления;
  • ст. 12.28 регламентирует санкции именно за нарушение положений Раздела 17 Правил, но, поскольку про скорость в 20 км/ч говорится в Разделе 10, санкции за превышение данного скоростного предела наступят по ст. 12.9. АК;
  • с 1 сентября 2013 года денежное взыскание за превышение скорости на 10 км/ч было отменено – теперь штрафуют, если скорость была завышена более, чем на 20 км/ч, соответственно, “необлагаемое” штрафом превышение в жилой зоне составляет 40 км/ч.

Также отметим, что водитель не освобождается от административной ответственности за иные нарушения, совершенные в жилой зоне.

Приведем некоторые примеры:

  1. Езда с включенными фарами ближнего света должна осуществляться не только в ночное, но и в дневное время суток. Вместо ближнего света в дневное время водитель может использовать противотуманные фары (аб. 4 п. 19.4. Правил).
    Соответственно, если водитель будет двигаться ночью в жилой зоне без ближнего света или на противотуманках, ответственность наступит по ст. 12.20. АК – предупреждение, выносимое согласно ст. 3.4. АК, либо взыскаиие в размере 500 рублей (можно оплатить со скидкой 50 %).
  2. При выезде из зоны водитель, во избежание ДТП, должен дать преимущество всем участникам движения. За непропуск автомобиля при выезде санкции будут наложены в соответствии с ч. 3 ст. 12.14. АК – предупреждение или штраф 500 рублей (можно оплатить с дисконтом).
    То же самое наказание ждет и тех, кто в жилой зоне не пропустит “помеху справа” (помним, что на дворовых территориях действуют правила проезда равнозначных дорог – прим. ред.).
  3. Движение по тротуару.
    Как сказано в п. 17.1. Правил, пешие граждане в пределах жилой территории могут осуществлять движение по тротуарам и на проезжей части. Соответственно, выезд автомобилиста на тротуар в пределах жилой зоны повлечет за собой наказание по ч. 2 ст. 12.15 АК – штраф 2000 рублей.

Какие произошли изменения в 2020 году

Сразу отметим, что в 2020 году не вносилось каких-либо изменений ни в Раздел 17 Правил, ни в п. 10.2., регламентирующий максимальную скорость движения на придомовых территориях.

Существенных поправок и до 2020 года в Раздел 17 Правил не вносилось.Например, последняя поправка была внесена в п. 17.1. Постановлением Правительства № 767 от 14 декабря 2005 года “О внесении…”. Суть поправки – замена слов “знаками 5.38. и 5.39.” на “знаками 5.21. и 5.22.”.

Еще одна поправка была внесена Постановлением Правительства России № 67 от 24 января 2001 года “О внесении…” и заключалась в исключении из п. 17.2. слов “движение со скоростью более 20 км/ч”. Таким образом, суть поправки была лишь в перенесении соответствующего запрета из п. 17.2. в п. 10.2. Правил.

Суть поправок такова:

  • была введена ч. 2 – раньше дифференциации в размерах штрафов для городов федеральной значимости и других субъектов РФ не было;
  • был изменен размер штрафа по ч. 1 – раньше он был 500 рублей, теперь – 1500 рублей.

Итак, Раздел 17 Правил устанавливает порядок движения в пределах жилых зон и территорий многоквартирных домов.

Соблюдать его необходимо как пешим гражданам, так и водителям автомобилей. За несоблюдение наступает ответственность в соответствии с действующими нормами АК.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector