Серафимское юридическое агентство
Назад

Стимулирующие выплаты в бюджетном учреждении в 2020 году

Опубликовано: 25.02.2020
0
2

Правовая основа

Законы, регулирующие порядок установления поощрений сотрудникам бюджетных организаций, закреплены в Трудовом Кодексе России (статьи 129, 135, 144 и 191). Система оплаты труда, включающие стимулирующие выплаты, устанавливаются в виде коллективных соглашений в соответствие с законами РФ в сфере трудового права.

Ежегодно утверждаются рекомендации по установлению систем оплаты труда сотрудникам государственных организаций на федеральном, региональном и местном уровнях. Решение это принимает Российская трехсторонняя комиссия (состоящая из членов Правительства РФ, работодателей и профсоюзов), чьей задачей является регулирование социально-трудовых отношений граждан страны. Также существуют отдельные рекомендации для каждой сферы труда.

Размер стимулирующих выплат имеет строгие ограничения, которые прописываются в местных нормативных актах.

Критерии эффективности по итогам и качеству работы

Выплаты назначаются сотруднику на основе критериев. С их помощью оцениваются итоги работы и ее качество. При этом учитываются рекомендации структур исполнительной власти. Критерии для назначения доплат и их величины закрепляются во внутренних нормативных документах учреждения, колдоговорах и трудовых соглашениях. Они разрабатываются учреждением самостоятельно.

Стимулирующие выплаты в бюджетном учреждении в 2020 году

За основу можно взять принципы, отраженные в п. 16 Единых рекомендаций. Они утверждены трехсторонней комиссией в сфере труда № 12 от 25.12.2015. Критерии эффективности разрабатываются с учетом принципов, отраженных в таблице.

Принцип Содержание
Объективность Размер поощрения определяется по объективной оценке итогов работы сотрудника и коллектива в целом.
Предсказуемость Сотрудник должен знать, сколько он получит в соответствии с итогами своей работы.
Адекватность Поощрение должно адекватно соответствовать трудовому вкладу человека.
Своевременность Выплата должна производиться своевременно, сразу после достижения определенных результатов.
Прозрачность Каждый сотрудник должен понимать правила начисления поощрения.

В некоторых организациях критерии эффективности вправе определять учредители. Например, для подведомственных МЧС организаций они установлены в приложении 3 к Приказу МЧС № 545 от 22.09.2009.

Стимулирующие выплаты в бюджетном учреждении в 2020 году ★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа)
куплено {amp}gt; 8000 книг

Как и кем формируются стимулирующие выплаты?

Стимулирующие выплаты в любом учреждении, в том числе бюджетном, рассчитываются по результатам работы за определенный отчетный период и выделяются из фонда заработной платы.

Для этого руководитель бюджетной организации составляет нормативный акт, обязательно согласовав его с членами профсоюза. Положение о порядке распределения стимулирующих выплат пишется на основе приложения №1 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития России от 29 декабря 2007 г. № 822.

В Положении обязательно должны быть следующие пункты:

  1. сведения о составе премии и источниках ее финансирования;
  2. критерии ее начисления;
  3. данные о сотрудниках, попадающих под премирование;
  4. цели введения поощрений;
  5. процесс подачи апелляции.

Далее учреждается комиссия, в задачи которой входит распределение поощрительных выплат. Сюда должны быть включены руководитель, его заместитель, представитель профсоюза, а также некоторые члены коллектива, которые будут представлять всех сотрудников (не менее 3 человек).

Комиссия принимает решение о сумме поощрительных выплат, подсчитывает баллы сотрудников, определяет критерии объективности при оценке качества выполняемой работы, составляет протокол заседания. Руководитель организации на основании данного протокола и принятого Положения о распределении стимулирующих выплат должен издать приказ о назначении выплат за отчетный период.

Приказ получает бухгалтерия, и уже ее сотрудники проводят начисления и выплаты.

Процесс получения поощрительных выплат должен соответствовать определенным критериям.

  • Адекватность. Размер выплаты должен быть соответственным размеру проделанной работы.
  • Объективность. Сумма выплаты стимулирующего характера должна быть основана на справедливой оценке результатов работы компании и каждого ее сотрудника.
  • Предсказуемость. Каждый сотрудник должен знать, сколько он может получить денег за свой труд.
  • Прозрачность. Система формирования выплат должна быть понятной и доступной.
  • Своевременность. Поощрение должно быть выдано сразу после достижения определенного результата, прописанного в Положении.

Выплаты работникам бюджетной сферы

Выплаты стимулирующего характера помогают повысить заинтересованность сотрудника в педагогической деятельности, а также привлечь новые кадры. В 2020 году сумма поощрительных премий может составлять до 35% от заработной платы.

Каковы условия получения выплат для учителей школ, преподавателей техникумов и ВУЗов?

  • Постоянное повышение квалификации (прохождение специальных курсов не менее 1 раза в 3 года).
  • Стремление к саморазвитию и самообразованию с целью усовершенствовать профессиональные качества.
  • Участие в конференциях, семинарах, педсоветах.
  • Организация выставок достижений учащихся.
  • Проведение дополнительных занятий со способными учениками, а также детьми из неблагополучных семей.
  • Подготовка учеников к различным конкурсам, олимпиадам, соревнованиям.
  • Ведение кружков и факультативов.
  • Работа с родителями учащихся (привлечение их для участия в учебной жизни, проведение родительских собраний, сотрудничество с родительским комитетом).
  • Контроль за успеваемостью учащихся.
  • Организация экскурсий, посещений творческих и образовательных мероприятий.

У библиотекаря есть свой список условий для получения поощрительной надбавки, который в каждой учебной организации устанавливается отдельно. Вот некоторые пункты:

  • посещаемость библиотеки учащимися;
  • читаемость библиотечной литературы;
  • ведение каталогов фонда литературы в электронном формате;
  • организация образовательных мероприятий для учащихся;
  • ведение веб-страницы библиотеки на школьном сайте (при наличии такового);
  • участие в профессиональных конкурсах, семинарах и т. д.

Работники детских садов могут рассчитывать на поощрительные выплаты, если они не просто ответственно подходят к своим обязанностям, но и применяют новые педагогические разработки, привлекают родителей к участию в различных мероприятиях детского сада, а также помогают семьям, оказавшимся в трудных ситуациях (например, дополнительно занимаются с детьми-инвалидами).

Балльная система оценки труда

Чтобы объективно оценить способности работника к карьерному росту, умению брать на себя ответственность, планировать свою деятельность и т. д., в 2020 году используется балльная система стимулирования сотрудников.

Для стимулирующих выплат создается отдельный фонд, размер которого определяется в зависимости от общего ФОТ (фонда оплаты труда). Для расчета выплат используется стоимость 1 балла. Рассчитать ее можно следующим образом:

  1. определяется сумма специального фонда;
  2. складываются все баллы, начисленные всем сотрудникам организации;
  3. количество суммы фонда делится на общее количество баллов.

После этой операции сумма 1 балла умножается на количество баллов, которые заработал конкретный сотрудник. И эту сумму ему начисляют в качестве выплаты стимулирующего характера.

Система оплаты работы сотрудников бюджетной сферы по Единой тарифной сетке, долгое время практиковавшаяся в нашей стране, показала свою неэффективность в образовательной отрасли.

Тарифный разряд, устанавливающийся за квалификацию и стаж педагога, не отражает результативность его работы, а значит, не стимулирует к эффективности и повышению качества.

Как любое новое начинание, еще недостаточно опробованное на практике, новая система оплаты труда (НСОТ) содержит как плюсы, так и неожиданные подводные камни. Рассмотрим особенности этой системы, ее нормативную базу, проанализируем, как она вводится в бюджетных образовательных заведениях, рассмотрим ее положительные и отрицательные нюансы.

Что такое НСОТ

НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.

При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.

НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.

Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.

Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.

В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:

  • учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
  • в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
  • на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.

Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.

Предлагаем ознакомиться  Ответственность государственных органов за несвоевременную выплату пособий || Ответственность государственных органов за несвоевременную выплату пособий

Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях.

  1. Зарплатный фонд учреждения формируется в соотношении с количеством обучаемых (финансы из бюджета выделяются на каждого обслуживаемого ученика).
  2. С учетом объема выделенных средств учебное заведение вправе само составить собственное штатное расписание.
  3. Весь оплатный фонд состоит из двух долей: базовой (гарантированной к выплате согласно тарифам и обычным компенсациям) и стимулирующей (ее распределяют по успехам, достижениям, загрузке, условиям труда работников).
  4. В учет выплат по стимулирующей части входят и те обязанности педагога, которые ранее составляли фактически не регламентируемую занятость, например, беседы с родителями учеников и их документальное оформление, проверка ученических работ, заведование специальными кабинетами и т.п.
  5. Размер оплаты, получаемой руководством, не должны превышать средней суммы з/п остальных сотрудников.

Часть зарплаты, как раз и составляющая суть НСОТ, должна выплачиваться дополнительно к гарантированным суммам в качестве вознаграждения за конкретные достижения и стимулирования к дальнейшим успехам.

ВАЖНО! Стимулирующие выплаты, в отличие от традиционных «премиальных», выплачиваются не за отсутствие нареканий и нормальное исполнение своих должностных обязанностей, а именно за достижения, особые результаты, повышенную эффективность.

Внутренними нормативными актами нужно четко регламентировать:

  • виды стимулирующих выплат;
  • критерии для их начисления;
  • размеры сумм и/или порядок расчета;
  • периодичность выплат (недельная, месячная, по итогам полугодия или года);
  • процедура оценки достижения заявленных показателей (директором при участии образовательных советов).

На обеспечение указанных выплат должно идти приблизительно 30% от всего фонда заработной платы, то есть это как раз та доля, на которую увеличиваются дотации из государственного бюджета в рамках введения НСОТ.

Как перейти на НСОТ

Для того, чтобы ввести новую систему оплаты, каждое бюджетное учреждение обязано внести изменения или принять новые нормативные акты, которые, по сути, регламентируют перемены в существенных условиях труда, а посему, требуют согласия самих сотрудников.

К СВЕДЕНИЮ! Если трактовать переход на НСОТ как изменение технологических условий или организации труда, тогда согласие работников получать не обязательно.

Для этого работодатель должен совершить ряд предусмотренных законом шагов.

  1. Письменно уведомить сотрудников об изменениях в двухмесячный срок.
  2. Если работник согласен работать в новых условиях, он должен выразить это письменно.
  3. Если бюджетнику условия не подходят, ему нужно письменно предложить вакансии, если таковые имеются в наличии, в том числе и из оплачиваемых ниже текущих, а также в других региональных подразделениях.
  4. При отсутствии вакансий или несогласия работника занять одну из них его увольняют по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
  5. С согласившимися сотрудниками заключается допсоглашения с прописанными в нем новыми условиями оплаты труда (они не должны быть хуже, чем старые): суммами выплат по окладу, компенсациям, надбавкам, стимулирующей части зарплаты.

Критика НСОТ

  • Весьма эффективная в теории, в процессе применения НСОТ обнаружила несколько крайне неприятных «подводных камней».
  • Задумывалось, что все средства, выделенные из бюджета, расходуются внутри самого учреждения, а те, что оказались сэкономленными, переходят в фонд оплаты труда, из которого и распределяются руководством в качестве стимулирующей части зарплаты.
  • На практике оказалось, что у руководства вместе с обязанностью распределения средств появляется почти неконтролируемая возможность увеличивать собственный размер зарплаты.

Это несложно сделать, уменьшая объем услуг, оказываемый учреждением, что естественно, негативно отражается на качестве работы. Можно манипулировать и базовой частью, установив «директорский» оклад значительно больше среднего по заведению, мотивируя тем, что многие сотрудники работают на 1,5 ставки.

НСОТ невольно поставила руководство учреждений и его персонал в позиции бизнес-партнеров с противоборствующими интересами, что не может не создавать определенной социальной напряженности.

Я учитель физики в средней школе. Пару лет назад ушла в декрет и вот возвращаюсь на работу. За время моего отсутствия была изменена система оплаты труда бюджетников, что, естественно, коснулось образовательной сферы. По каким принципам теперь будет начисляться з/п? Ответ на этот и на иные вопросы, можно получить в данной статье. Прочитав ее, вы узнаете:

  • В чем заключается новая система оплаты трудовой деятельности?
  • Законные обоснования;
  • Особенности и правила новой системы оплаты в образовательной области;
  • Поощрительные и стимулирующие перечисления;
  • Порядок перехода на НСОТ;
  • Положительные факторы и недостатки.

Общая информация

Используемая до недавнего времени система начисления з/п бюджетникам, которая осуществляется по единой стандартной тарифной сетке, показала свою несостоятельность и неэффективность.

Тарифный план, который устанавливается за квалификацию и наработанный стаж, не показывает результативность рабочего процесса. Соответственно никак не побуждает повышать качество трудовой деятельности и ее эффективность.

Это стало причиной проведения реформы в системе начисления з/п. Потребовался новый более грамотный подход. Данный процесс был запущен в 2008 году и не прекращается по сей день.

НСОТ или новая система оплаты труда, как любые изменения и начинания, характеризуется, как преимуществами, так и недостатками. Последние выражаются в виде подводных камней. Стоит изучить преимущества и минусы более подробно.

Нсот – что это?

Главным изменением, которое принести НСОТ, является переход с окладной системы оплаты трудовой деятельности на дифференцированный подход!

Ранее з/п педагогов рассчитывалась по окладу. Он соответствовал квалификационному разряду, наработанному стажу и официальной категории учителя или воспитателя. При данной оплате результативность труда не влияла на з/п.

Новая система подразумевает совершенно иные условия распределения зарплатного фонда. Директора образовательных учреждений наделены правом полностью распоряжаться поступившими средствами. Благодаря этому можно оплачивать труд педагогов, опираясь на такие факторы, как:

  1. Количество отработанного времени.
  2. Качество трудовой деятельности.

Положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам в 2019 году — школе, ДШИ, ДОУ

Регулирование стимулирующих выплат в бюджетной сфере в 2019 г. Критерии премирования для педагогов, медиков, сотрудников учреждений культуры.

Система оплаты труда работников учреждений образования, здравоохранения и культуры включает в себя стимулирующие выплаты. Их размер и порядок начисления устанавливается законодательно, на федеральном уровне и непосредственно в субъектах.

Рассмотрим, как формируется система премирования, какие критерии необходимо учитывать и как составить положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам СПО, ВПО и других учреждений образовательной сферы.

Важная информация

Заработная плата всех наемных работников формируется из следующих компонентов:

  • должностной оклад или тарифная ставка;
  • компенсационные выплаты;
  • начисления стимулирующего (поощрительного) характера.

Последний вид выплат призван повысить мотивацию сотрудников и их заинтересованность в результате собственного труда. Достижения работника на рабочем месте могут быть поощрены различными надбавками, доплатами и премиями.

Они могут устанавливаться как законодательно, так и локальными актами организации — действующими постоянно (Положение о премиях, коллективный договор и пр.) или разовыми (приказ руководства).

Сами работники вправе принимать участие в разработке локальных актов о премировании в рамках социального партнерства.

Основные понятия

Премия Это всегда поощрение за определенные достижения выдающийся результат, такие как перевыполнение норм, высокое качество работы, предложения по совершенствованию работы организации и т. д. Такие выплаты могут носить как разовый, так и постоянный характер. Сумма премии зависит от критериев начисления, которые едины для всего коллектива
Надбавка Дополнительная выплата сотруднику за его особо значимые качества или достижения, например, ученую степень или высокий уровень квалификации. В отличие от премий, надбавки устанавливаются всегда индивидуально и выплачиваются регулярно. В некоторых сферах надбавки могут устанавливаться законом, например, за выслугу лет
Доплата Это не столько поощрение, сколько компенсация. Она устанавливается тем работникам, кто трудится в особых условиях. Это может быть ненормированный рабочий день, высокая интенсивность труда, совмещение должностей, руководство коллективом и пр. Доплаты, как и надбавки, относятся к регулярным выплатам

Государственные или муниципальные учреждения образования, культуры и здравоохранения формируют фонд зарплаты из соответствующего бюджета.

Поэтому вполне логично, что система оплаты труда в них определяется на уровне Правительства. Но принцип участия трудового коллектива при этом сохраняется.

Рекомендации по оплате труда в бюджетной сфере разрабатываются в Москве Трехсторонней комиссией.

Это постоянно действующий при Правительстве орган, куда входят представители всех заинтересованных участников трудовых отношений — представители Профсоюзов, работодателей и государства в равных количествах.

Целью работы комиссии является выработка единых критериев оплаты труда работников бюджетной сферы.

На 2019 г. утвержден и действует нормативный документ — Рекомендации по установлению единообразной системы оплаты труда работников в бюджетных организациях. Они действуют на всех уровнях — федеральном, в субъектах и в муниципальных образованиях.

В муниципальных или государственных учреждениях главным документом, регулирующим оплату труда является Трудовой кодекс.

Все прочие нормативные акты, включая рекомендации Трехсторонней комиссии, не могут ему противоречить. Кроме того, не допускается снижение уровня гарантий, установленных ТК РФ.

Новая система оплаты труда, действующая в образовании с 2008 г., предусматривает деление зарплаты на те же три части:

  • базовую;
  • компенсационную;
  • и стимулирующую.

Увеличение дохода педагогов должно происходить именно за счет стимулирующих выплат. Критерии премирования устанавливаются самими учреждениями, а базовая часть — на федеральном уровне.

Основными нормативными документами, которые необходимо изучить для разработки внутренних документов об оплате труда, будут:

  • Постановление Правительства № 583 2008 г.;
  • Постановление Правительства РФ № 60 2011 г.;
  • ежегодные рекомендации Трехсторонней комиссии;
  • Приказ Минтруда № 167н 2013 г.;
  • Письмо Минобрнауки № АП-1073/02 2013 г.;
  • Письмо Минкультуры № 166-01-39/04-нм 2014 г.
Предлагаем ознакомиться  Выплаты при банкротстве предприятия в 2020 году

Что нужно знать

Каждое учреждение вправе самостоятельно устанавливать критерии стимулирования и размер выплат, ориентируясь на положения нормативных документов.

Реализация Различных дополнительных образовательных или социальных проектов
Участие в исследовательской и научной деятельности Вовлечение в нее учащихся
Прогрессирующие личные результаты учеников и воспитанников По результатам контрольных срезов, промежуточных аттестаций и т. д.
Работа с родителями Привлечение их к мероприятиям и проектам учреждения
Участие обучающихся В предметных олимпиадах, спортивных состязаниях, творческих конкурсах и показанные ими высокие результаты
Участие педсостава в групповых проектах Как внутри образовательного учреждения, так и за его пределами
Организация спортивной и оздоровительной работы
Работа С социально неблагополучными семьями «трудными» и педагогически запущенными детьми
Создание образовательной инфраструктуры Тематические кабинеты, школьные музеи, пришкольные участки и пр.

Для фиксации индивидуального результата каждого педагога разрабатывается оценочный лист. В нем отражаются применяемые в организации критерии. Каждое достижение оценивается в баллах.

Выполнение каждого критерия увеличивает их итоговую сумму. Удельный вес каждого балла зависит от фонда заработной платы и общего числа баллов, набранных коллективом в целом.

На локальном уровне, то есть в каждом конкретном учреждении, на основании федеральных нормативных документов разрабатывается собственный локальный акт — положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам в детском доме, школе, колледже, ВУЗе, поликлинике, библиотеке и т. д.

Этот документ должен включать следующие разделы:

  • порядок выплаты стимулирующих доплат и надбавок;
  • условия их получения (критерии);
  • источники финансирования (бюджет соответствующего уровня и внебюджетные источники);
  • распределение средств, полученных учреждением от разрешенной коммерческой деятельности.

Содержание такого положения будет примерно одинаковым для всех бюджетных учреждений, независимо от сферы деятельности.

В тексте обязательно должны быть следующие сведения:

  • цели и задачи, преследуемые введением системы поощрения;
  • принципы оценки труда каждого сотрудника;
  • методология проведения оценки;
  • формы и порядок оформления документов, в частности оценочных листов;
  • определение периодичности сбора данных и составления отчетов;
  • максимальное количество баллов для каждой из должностей;
  • перечень критериев оценки;
  • минимальный и максимальный балл по каждому критерию;
  • повышающие и понижающие коэффициенты;
  • порядок оспаривания результатов.

Наиболее важной частью будут именно критерии стимулирования. Их набор зависит от сферы деятельности учреждения и его специфики. Рассмотрим на конкретных примерах.

В учреждениях среднего общего образования одним из главных критериев будет уровень успеваемости учеников, успешное освоение ими учебной программы.

Не менее важны участие в различных состязательных мероприятиях и полученные там результаты. Дошкольные учреждения во главу угла ставят уровень общего развития детей и отсутствие конфликтов с их родителями.

Для медицинских учреждений наиболее значимыми критериями принято считать:

  • организация и участие в мероприятиях по профилактике заболеваний;
  • снижение заболеваемости на обслуживаемой территории;
  • соблюдение современных медицинских стандартов;
  • раннее выявление заболеваний и своевременное направление на стационарное лечение;
  • число конфликтов с пациентами;
  • число обратившихся за медпомощью и т.д.

Для госучреждений культуры самым важным критерием будет проведение собственных мероприятий и участие во внешних творческих проектах разного уровня — от районного до международного.

Учитывается также вовлечение населения в деятельность самого учреждения и проводимых мероприятий. Высокий уровень услуг и отсутствие жалоб со стороны посетителей тоже важны.

Работники бюджетных учреждений ежемесячно получают базовую часть своей зарплаты и компенсационные выплаты. Для премий, надбавок и доплат может быть установлена иная периодичность, например, один раз в квартал или полугодие.

Это условие обязательно отражается в Положении. Стимулирующие выплаты являются доходом, с которого платится налог — НДФЛ, а также распространяются различные налоговые льготы и вычеты.

Система стимулирующих выплат для работников бюджетной сферы дает возможность увеличивать их заработок пропорционально достижениям в работе.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Документ разрабатывается организацией самостоятельно. При этом можно использовать Программу улучшения системы зарплаты, одобренную распоряжением Правительства № 2190-р от 26.11.2012. Исходя из данного документа для усовершенствования системы стимулирования необходимо:

  • Ввести взаимоувязанную систему критериев эффективности;
  • Установить надбавки в соответствии с индикаторами эффективности;
  • Отменить недейственные выплаты;
  • Применять независимую оценку качества труда в организации.

Стимулирующие выплаты для бюджетников

Бюджетной организацией считается та, чьи источники финансирования выделяются из федерального, регионального или местного бюджета.

К сотрудникам бюджетных организаций относятся:

  • работники системы образования (ВУЗов, колледжей, школ, детских садов и т. д.);
  • сотрудники федеральных государственных учреждений (налоговой, таможенной служб и др.);
  • граждане, работающие в воинских частях;
  • определенные сотрудники исполнительной власти;
  • работники в сфере здравоохранения;
  • граждане, работающие в сфере социального обслуживания;
  • работники культуры.

В 2020 году принят перечень выплат для мотивации труда сотрудников бюджетных учреждений, в который входят несколько видов поощрений.

  • Премии. Бывают двух видов: единоразовые (устанавливаются непосредственно руководителем организации конкретному сотруднику) и регулярные (являются частью системы оплаты труда). Регулярные премиальные выплачиваются бюджетникам в качестве процентной надбавки к заработной плате.
  • Вознаграждение. Сумма вознаграждения фиксируется в местных нормативных актах и устанавливается руководителем. Она может быть приурочена к профессиональному празднику или выдаваться всем сотрудникам в качестве тринадцатой зарплаты.
  • Различные виды надбавок. Начисляются законодательным актом за квалификационную категорию, ученую степень, выслугу лет, стаж, а также самим работодателем за профессионализм сотрудника, образцовое исполнение важных заданий, высокую результативность, интенсивность труда и т. д. Решение о выдаче поощрительной надбавки издается специальным приказом или распоряжением.

Стимулирующие выплаты персоналу ДОУ

Согласно письму Минобрнауки № 03-599 от 31.03.2008 ДОУ должно собственными силами распределять выделяемые из бюджета деньги на материально-технические, образовательные нужды и зарплату. Рекомендовано выделить на стимулирование труда от 30 до 40% общего фонда оплаты труда (ФОТ). Конкретное значение показателя учреждение вправе установить самостоятельно.

К основным критериям стимулирования труда работников ДОУ относятся следующие:

  • Расширение кругозора детей;
  • Выявление особенных способностей подопечных;
  • Контакт с родителями;
  • Совершенствование развивающих программ;
  • Проведение оздоровительных процедур;
  • Помощь детям из неблагополучных семей;
  • Создание наглядных элементов: плакатов, панно, поделок и т. д.

Руководителям ДОУ фонд доплат формируется муниципалитетом централизованно. Отчисления в него рекомендовано производить величиной 5% от средств на зарплату. Назначает доплаты управление образования.

Условия премирования работников ДОУ предложены Минобрнауки в Положении о распределении стимулирующей доли ФОТ. Поощрения устанавливаются и распределяются руководителем учреждения по согласованию с органом самоуправления.

В соглашение с принятым воспитателем лицом включен пункт о стимулирующей надбавке за стаж. Через 3 года непрерывного труда в учреждении человек будет получать 20% надбавку к окладу, а по истечении 6 лет — 30%. Данная мера стимулирует сотрудника работать на данном месте как можно дольше.

Положение о стимулирующих выплатах педагогическим работникам в 2019 году — школе, ДШИ, ДОУ

Нсот – что это?

Переход с окладов на НСОТ впервые был осуществлен летом 2008 года. Основанием для этого является правительственное постановление!

Это официальный документ, где подробно прописаны ответы на вопросы, напрямую касающиеся обновленного подхода к з/п педагогов. Подробности по новому положению отражены также в ст. 144 ТК. Здесь прописан порядок оформления и регулирования новой системы.

Описаны все уровни и правила грамотного распределения средств от государства. Вот основные категории учреждений и условия проведения отчетности для них:

  1. Учреждения общего федерального уровня. Заполнение коллективных и дополнительных соглашений, прилагаемых к трудовым официальным договорам. Обязательно оформляются локально установленные нормативные акты, установленные на том же уровне федерации.
  2. Региональные государственные учреждения. Оформляются те же документы, но уже с принятием некоторых особенностей, которые характерны для субъектов РФ на официальном уровне закона.
  3. На общегородском уровне. Здесь в обязательном порядке учитываются тонкости, связанные с местным управлением.

Новый закон и НСОТ доверяет начисление з/п начальнику образовательного учреждения.

Принятая новая система начисления з/п специалистам сферы образования выстраивается на:

  • Главный зарплатный фонд каждого учреждения складывается в полном соотношении с общим количеством учеников или студентов. То есть средства выделяются строго на каждого обучаемого отдельно;
  • На основании суммы выделенных средств учреждение может самостоятельно составлять расписание;
  • Фонд средств, предназначенных для з/п педагогов состоит из двух главных частей – базовая и стимулирующая;
  • Размер з/п, которая получается руководством, не должна быть выше средней суммы з/п, что получают остальные работники.

Особое внимание заслуживает распределение суммы на базовые и стимулирующие доли. В первом случае речь идет о гарантированных выплатах, основанным на принятых тарифах и разных компенсациях. Что касается стимулирующей части, то она распределяется по таким факторам:

  • Достижения;
  • Успех в работе;
  • Загрузка в течение дня;
  • Общие условия труда.

Из стимулирующей части денежных средств выделяются деньги, положенные за специальные обязанности сотрудника, относящиеся к не регламентированной занятости. Сюда можно отнести такие виды деятельности, как:

  1. Беседы и воспитательные разговоры с родителями.
  2. Оформление разных документов.
  3. Проверка работ, выполненных учениками.
  4. Заведование кабинетами.

Как уже отмечалось выше, стимулирующая часть з/п выплачивается исключительно в виде дополнения к обычным гарантированным суммам. Это особое денежное поощрение за достижения, которые побуждают сотрудников к последующим успехам.

Предлагаем ознакомиться  Как часто проводится уборка лестниц и площадок в МКД и кто за это ответственен

Стимулирующие перечисления нельзя получить за простое отсутствие замечаний. Это исключительно поощрение особой эффективности и положительных результатов!

Выплаты такого плана регламентируются официальными актами. Здесь фиксируются такие моменты, как:

  • Категории перечислений;
  • Основания для поощрения;
  • Назначенная сумма и метод ее получения, то есть расчеты;
  • Периодичность перечислений – месячная, недельная, годовая или полугодовая;
  • Главные моменты оценки зафиксированных показателей.

На стимулирующие выплаты руководитель должен выделить примерно 30% от фонда. Это тот объем, ровно на который увеличиваются доплаты из бюджета, актуальные в рамках НСОТ.

Для введения НСОТ, бюджетная организация должна внести специальные изменения и установить соответствующие акты. Документы регламентируют принятые перемены в условиях трудовой деятельности и требуют согласия сотрудников.

Если перевод на НСОТ осуществляется в качестве изменения общих технологических условий и особенностей организации трудовой деятельности, согласие работников получать не нужно!

В процессе принятия изменений работодатель обязан осуществить следующие манипуляции:

  1. Письменное уведомление сотрудников. Это нужно сделать в двухмесячный срок от вводимых изменений.
  2. Если сотрудник образовательного учреждения дает согласие на работу в обновленных принятых условиях, он должен подтвердить это в письменной форме.
  3. Если по какой-то причине условия не подходят, сотруднику нужно предложить иные вакансии. Здесь могут быть предложения с более низкой оплатой труда и должности в иных региональных учреждениях.
  4. Если для сотрудника не нашлось подходящего места или он отказывается от всех предложенных вариантов, его увольняют по п. 7, ч. 1, ст. 77 ТК.

Если человек дает согласие, с ним заключается дополнительное официальное соглашение. В документе прописываются:

  • Новые условия начисления з/п, которые не должны быть хуже прежних;
  • З/п по окладу;
  • Разные компенсации;
  • Поощрительные надбавки;
  • Размер стимулирующей части з/п.

Новая система начисления з/п оказалась эффективной больше в теории, чем на практике!

Именно по этой причине она до сих пор дорабатывается. Причина в том, что постоянно обнаруживаются разные «подводные камни».

Согласно теории, средства, направленные из бюджета и сэкономленные руководством, должны быть переведены на стимулирующую долю. На практике же получается, что недобросовестные руководители приобрели для себя возможность бесконтрольно увеличивать размер собственной з/п.

Если руководитель не отличается добросовестностью, начислить себе завышенную сумму не составит труда. Как показала практика, пойти можно одним из двух путей:

  • Уменьшить объем услуг, которые оказывает учреждение, снижая тем самым общее качество образовательной деятельности;
  • Манипулирование базовой частью средств. Например, устанавливает директорский оклад, сделав его выше среднего. Данный шаг обосновывается установкой для работников на 1,5 ставки.

НСОТ сегодня невольно поставила руководителей учреждений и сотрудников в позицию обычных партнеров по бизнесу, у которых присутствуют противоборствующие интересы. Это автоматически создает определенную социальную напряженность.

Именно в этом направлении работают государственные власти, постоянно совершенствуют НСОТ бюджетникам.

Коротко о главном

  1. Новая системы оплаты труда подразумевает существенные изменения.
  2. Средства направляются в организацию, и распоряжается ими руководитель организации.
  3. Поступившая сумма распределяется на две доли — базовая и стимулирующая.
  4. Поощрительные выплаты выплачиваются за заслуги, а не за хорошее поведение.
  5. Переход на новую систему оплаты труда осуществляется по определенному порядку.

Основные понятия

Законодательное регулирование выплат педагогам

Зарплата учителей регулируется на уровне Трудового Кодекса РФ (ст. 129) и ФЗ № 583 2008 г. Оплата труда педагогов по Единой тарифной сетке (ЕТС), которой пользовались долгое время, оказалась неэффективной. Основным элементом тарифной сетки был показатель (разряд), определяющий сложность исполняемой работы и степень профессиональной подготовки (квалификация).

При такой системе отсутствует стимуляция на плодотворность и совершенствование качества работы. Назрела необходимость реформирования системы оплаты за работу педагогических кадров.

Правительство Российской Федерации издало постановление в 2016 году о подготовке нового регламента. В новом документе отмечена невозможность снижения зарплаты сотрудников дошкольных учреждений, школ и госуниверситетов. В 2019 г. по сравнению с уровнем оплаты труда педагогов в 2017 г. снижения не предусматривается.

При расчете оплаты труда работников педагогической сферы будет учитываться новый показатель. Доход учителей будет основываться на среднемесячном заработке наемных сотрудников частных компаний и индивидуальных предпринимателей.

  • Запланированные надбавки к заработку представляют собой выплаты, которые носят поощрительный, побуждающий характер, работодатель производит доплату самостоятельно, размер ее определяется исходя из фонда оплаты труда (ФОТ).
  • Стимулирование в форме доплат регулируется ТК РФ, Постановлением Правительства № 583, Приказом Министерством здравоохранения и социального развития № 818, Письмом Министерства образования и Приказом Министерства труда.
  • Размер суммы, меру оценки и баллы разрабатывают на местном уровне руководители учебных учреждений.

Новая система оплаты труда (НСОТ) для учреждений образования финансируется из бюджета. Бюджетное финансирование означает систему предоставления денежных средств образовательным учреждениям на проведение обучающих мероприятий, которые предусмотрены бюджетом. Деятельность строится на принципах:

  1. Фонд заработной платы (ФОТ) соотносится с количеством обслуживаемых учеников (финансирование планируется на каждого ученика).
  2. Учебное заведение самостоятельно формирует педагогический штат в соответствии с объемом выделенных денежных средств.
  3. Ресурс выплат заработка учителей состоит из базовой части (по тарифам и компенсациям) и стимулирующей (по успехам, результатам, условиям работы).

Действующий на территории РФ закон предусматривает поощрительные платежи на основе:

  • практической реализации школьных мероприятий или коллективных путешествий, экскурсий;
  • бдительного наблюдения за успеваемостью учеников;
  • итоговых проверочных работ, которые учащиеся пишут в конце четверти;
  • различных способов приобщения родителей учеников к организации, ведению мероприятий и активной школьной жизни;
  • привития интереса детей к учебным предметам через участие в олимпиадах;
  • повышение качества, модернизации учебных программ;
  • организации спортивных встреч;
  • дополнительных занятий с учениками из семей неблагополучного положения;
  • дополнительных образовательных действий с одаренными детьми;
  • осуществление интересных работ с целью повышения уровня успеваемости среди учащихся;
  • привлечение и обучение новых кадровых учителей;
  • постоянное самообразование, совершенствование квалификации.

  Как начислить и удержать алименты на несовершеннолетнего ребенка

Вышеозначенные критерии дают возможность педагогу рассчитывать на достойную поощрительную доплату.

Заработок учителей состоит из двух частей: базы и стимулирующей. Согласно Единым рекомендациям часть денег общего ФОТ на выплату базовой части заработка должна составлять не менее 70% для преподавателей ВУЗов и не ниже 60% — для остальных учреждений образования.

Как и в иных бюджетных сферах в образовании порядок стимулирования труда сотрудников закрепляется в локальных документах организации, колдоговорах и соглашениях. Разрабатывать и принимать решения по расходованию стимулирующих сумм должны учреждения с обязательным участием представителя Управляющего совета образования.

Выплаты медицинским работникам

В сфере распределения стимулирующих выплат работникам медицины есть свои особенности. Размер поощрений напрямую зависит от объема оказываемых услуг. Каждый месяц руководитель должен издавать приказ с указанием суммы поощрения для конкретных сотрудников. Размеры этих выплат устанавливаются администрацией медицинского заведения.

За что положены премии медработникам?

  • За исполнение стандартов своей профессиональной сферы.
  • За отработанные часы.
  • За эффективность. Для оценки эффективности учитывают, есть ли жалобы на данного сотрудника, имела ли место постановка неверного диагноза, не вызвало ли лечение новые осложнения болезни и т. д.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Сотрудник неоднократно прогуливал работу. Директор решил лишить его премии. Как это оформить?

В положении о премировании устанавливают критерии начисления доплат и случаи, когда поощрение не выплачивается. Например, оно не начисляется за дисциплинарное нарушение. Руководитель должен издать приказ об объявлении работнику выговора и ознакомить его с ним под подпись. На основании данного документа премию можно не платить.

Вопрос №2. Чем отличаются компенсационные выплаты от стимулирующих?

При отклонении условии труда от норм применяют компенсационные надбавки, стимулирующие используют для поощрения сотрудников и повышения их заинтересованности в производственном цикле.

Вопрос №3. Может ли сотрудник, находящийся на испытательном сроке, претендовать на стимулирующие выплаты?

Работники на испытании имеют те же привилегии, что и остальной персонал (ст. 70 ТК РФ). Сведения о размере поощрения и порядке его выплаты должны указываться в трудовом соглашении с сотрудником.

Вопрос №4. Можно ли изменять размер поощрительных выплат?

Можно. Если величина доплаты отражена в договоре, то об изменениях условий соглашения сотрудника следует оповестить не менее, чем за 2 месяца до предполагаемых нововведений под подпись (ч. 1, 2 ст. 74 ТК РФ). Затем издается дополнительное соглашение к договору. Изменения также вносятся во все локальные документы, касающиеся изменившихся выплат.

Вопрос №5. За что начисляется надбавка педагогам?

Основными критериями стимулирования труда учителей являются: периодическое повышение квалификации, внеклассная работа с учениками, внедрение индивидуальных планов и методик преподавания, занятия с дошкольниками, организация секций и кружков, рост успеваемости детей и т. д.

Итак, выплаты стимулирующего характера позволяют не только улучшить материальное положение сотрудников, но и благоприятно влияют на результаты трудовой деятельности в учреждениях.

Могут ли не выдать заработанное поощрение?

В Положении должны быть прописаны случаи, когда поощрительная премия может быть отменена или снижена ее сумма.

Что может привести к потере стимулирующей выплаты?

  • Несоблюдение правил техники безопасности.
  • Несоблюдение внутреннего распорядка.
  • Нарушение производственной дисциплины.
  • Невыполнение своих должностных обязанностей.
  • Жалобы третьих лиц.
  • Некачественная работа.
  • Порча имущества организации.

Стимулирующие выплаты могут стать существенной прибавкой к заработной плате сотрудника бюджетной организации. Нужно только ответственно подходить к своей работе и постоянно повышать профессионализм, получая за саморазвитие необходимые баллы.

, , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector