Серафимское юридическое агентство
Назад

Расстояние между опорами уличного освещения

Опубликовано: 06.02.2020
0
0

Какое должно быть расстояние между фонарными столбами?

Монтировать начинают с вычисления следующих характеристик:

  1. Оптимальный монтаж (зазор относительно устройств расположенных по соседству);
  2. Промежуток между самими столбами.

Дальность дистанции зависит от:

  1. Количества ламп, размещаемых на столбе;
  2. Высоты нахождения осветительных приборов;
  3. Мощности лампочек.

В документации можно найти точные параметры, с помощью которых не трудно рассчитать конкретный необходимый промежуток. Не забывайте о том, что шаг относительно высоты размещения составляет 5:1 (при одностороннем движении, а так же прямоугольном и осевом расположении) и 7:1 (при шахматной схеме расположения).

04.06.2017

Реализация уличного освещения намного сложнее бытового. Это связано с существованием множества правил и требований. В первую очередь, освещение должно быть как можно более функциональным, а приборы, в нем задействованные, иметь длительный срок службы.

При несоблюдении всех норм уличное освещение не будет эффективным. Для его успешной реализации самым важным моментом считается расчет интервала между будущими столбами для светильников.

Расстановка осветительных опор в центре города намного проще, нежели на его окраинах или в частном секторе, не говоря уже о деревнях.

Для обеспечения улиц светом в темное время суток на протяжении долгих лет применяются столбы. За все эти годы наиболее применяемыми материалами для их изготовления стали дерево, бетон, железо и железобетон.

Это связано с их прочностью и долголетием, особенно это относится к железобетону.

В наличии постоянного света в темное время суток нуждается множество различных участков как жилых, так и нежилых районов населенного пункта, в частности:

  • уличные тротуары и дорожки для пешеходов;
  • проезжие части для автомобилей и магистральные дороги;
  • территории, на которых расположены различные учреждения;
  • заправочные станции;
  • автомобильные стоянки и т. д.

Качественное уличное освещение

Хотя расстояние между столбами освещения и является важнейшим моментом при выполнении монтажа, все равно необходимо знать и понимать суть и предназначение самих конструкций для светильников. Она имеет две составные части:

  • часть опоры представляет собой столб, который может быть разным по высоте. Это связано с его функцией и местом расположения. Обычно при их установке в деревне или городе высота подбирается таким образом, что падающий свет образует на земле своеобразные конусы, которые должны пересекаться.
  • Источник, воспроизводящий световой поток. Это оборудование устанавливается сверху осветительных столбов и может быть разной формы, мощности и т. д. Этот фактор зависит от места размещения линии освещения. Например, при обустройстве иллюминации автомобильных дорог требуется использование светильников с мощными лампами, что, соответственно, увеличивает размер самого осветительного прибора. Для освещения парков отдыха, площадей и скверов можно использовать столбы меньшей высоты и декоративные источники света.

Виды столбов для уличного освещения

Очень часто столбы с фонарями выполняют не только осветительную функцию, но и являются одновременно опорами для удержания различных проводов и линий электропередачи. В таком случае расстояние между ними может быть увеличено.

Для начала нужно уточнить, что дистанция между двумя ближайшими столбами называется пролетом. Для контроля этих расстояний существуют определенные нормы и требования, которые указаны в СНиП и ГОСТ.

Выбрать, какое расстояние будет между опорами уличного освещения в городской черте, в деревенской местности или на частной территории иногда бывает затруднительно.

Однако для каждого случая есть четкие пункты, прописанные в СНиП. Их реализация может также быть разной.

При соблюдении правил, указанных в регламентирующей документации, дистанция между опорами освещения должна рассчитываться исходя из следующих параметров:

  • необходимый уровень освещенности для определенной территории, где требуется установка фонарей. Для городской местности и деревни эти параметры будут существенно различаться;
  • количество установленных светильников на столбе;
  • мощность и тип осветительного прибора;
  • высота установки фонарей на опорах;
  • вид используемых в светильниках ламп, они могут быть светодиодными, накаливания, люминесцентными и т. д.

Опоры с двумя светильниками

Необходимо знать, что наиболее приемлемым расстоянием между столбами для освещения и линий электропередач является расстояние в 35 метров.

При монтаже столбов под освещение нужно знать не только дистанцию между соседними опорами, но и то, сколько метров должно быть до элементов дорожного и архитектурного значения по всей протяженности улиц, дорожного покрытия и площадей. Поэтому также необходимо учитывать прописанные нормы в регламентирующей документации перед началом планирования размещения осветительных столбов. К этим нормам можно отнести следующие нюансы:

  • При установке столбов вдоль дорог магистрального значения расстояние от столба до бордюра не должно быть меньше 1 метра. Для всех остальных дорог эта норма составляет 0,5 метра. Разрешена установка осветительных опор по разделительной полосе, ширина которой не менее 5 метров.
  • В тех случаях, когда вдоль дороги отсутствует бордюр, дистанция должна составлять не менее 1,75 метра от опоры до дорожного покрытия.
  • Вдоль автомобильных дорог, на которых отсутствует движение крупногабаритных автомобилей, расстояние может составлять 0,3 метра.
  • При подводке электрического кабеля к светильникам с помощью воздушной ЛЭП дистанция от столбов до балконов и окон жилых домов не должна быть менее 1 метра.
Предлагаем ознакомиться  Как уменьшить зарплату работнику на законных основаниях

Влияние высоты и расстояния на количество люкс

Регламентирующей документацией установлены специальные нормы интенсивности и загруженности уличного движения в черте города и на дорогах магистрального значения, составляющие 3 000 человек за один час. При превышении этого параметра средняя освещенность на этом участке должна составлять не менее 20 люкс.

При снижении этого показателя до 1 000 человек уровень освещенности допускается до 15 люкс. В районах с проходимостью до 500 человек эти цифры могут равняться 8 пунктам.

Что касается мест с дорожными развязками, мостами и городскими площадями, уровень освещенности достигает 25 люкс, а во дворах не менее четырех.

При соблюдении таких требований не всегда получается выполнить необходимое расстояние между столбами, на которых размещены уличные светильники. Ведь смещение опоры может сменить пропорциональность радиусов потока света, а следовательно, придется пересчитать дистанцию пролетов, чтобы те были одинаковыми.

В условиях городской местности высота осветительных столбов должна достигать 20 метров.

Перед началом монтажа необходимо удостовериться в наличии специализированной техники и персонала для обслуживания данной линии освещения, а также обосновать с технической и экономической точек зрения необходимость такой высоты опор.

Перед началом установки фонарных столбов требуется провести все необходимые расчеты и замеры, а именно:

  • наиболее приемлемая расстановка опор со светильниками с учетом дистанции их отдаления от близлежащих конструкций и объектов непосредственно каждой единицы линии освещения;
  • длина будущего пролета, рассчитанная от одного столба к другому.

В первом случае изменить расстояние расположения монтируемых опор не удастся, так как их установка выполняется без отклонений от установленных норм. А вот с определением длины пролетов возникают серьезные трудности, они могут немного смещаться на несколько метров. Это связано со следующими нюансами:

  • численность монтируемых светильников, размещенных на столбе;
  • мощность конкретно каждого осветительного прибора;
  • высота, на которой будут устанавливаться светильники.

Параметры для расчета расстояний между опорами освещения

При проведении расчетов и использовании специальных таблиц, которые регламентируют правила освещения улиц и дорог, можно составить план с разметкой установки осветительных столбов.

При использовании данных из таблиц упрощается процесс расчета необходимых параметров для каждого индивидуального объекта.

Каждая линия освещения имеет свои особенности, что в итоге может повлиять на отклонение от установленных правил.

Важным нюансом для монтажа осветительных приборов является их шаг относительно высоты установки. Существует четыре типа размещения осветительных приборов:

  • одностороннее – шаг до 5:1;
  • прямоугольного вида и осевого – до 5:1;
  • шахматное – до 7:1.

Уличное освещение по разделительной полосе

При использовании приведенной таблицы необходимо знать, что указанные в ней данные относятся к максимальным значениям. Эти цифры опираются на утвержденные и нормированные параметры размещения опор со светильниками.

При правильном определении интервалов между столбами можно получить:

  • уменьшение аварийных ситуаций на автомобильных дорогах и безопасность перемещения пешеходов по тротуарам;
  • качественное освещение в ночное время суток;
  • отличную иллюминацию парков и площадей;
  • уменьшение уровня преступности.

Знание существующих требований по расстояниям между осветительными опорами может помочь проконтролировать монтажные работы на своем дачном участке либо при самостоятельных работах по установке фонарных столбов.

В разных местах расстояние между столбами ЛЭП и высота провода отличаются. Значения рассчитывают исходя из того, что натяжение провода и его провисание будут создавать между опорами преобладающие горизонтальные нагрузки.

Расстояние между опорами уличного освещения

Второй важный элемент – это сила обледенения в конкретной местности и сопротивление раскачиванию ветром. Значение рассчитывается для каждого региона отдельно в зависимости от климатических условий. Кроме этого, какое расстояние должно быть между столбами и опорами, зависит от следующих факторов:

  • напряжение в сети;
  • тип населенного пункта, через который проходит линия;
  • удаление от населенных пунктов;
  • количество воздушных линий;
  • тип проводов.

Корректировка расстояний между столбами линий электропередачи производится прежде всего в населенных пунктах. На основании общих требований опоры не должны преграждать свободный въезд во двор, загораживать дорогу пешеходам, стоять непосредственно перед лицевыми фасадами зданий и входами в дома.

Специфика уличной подсветки

Достаточно продолжительное время для передачи света на улицах применяются фонари (из бетона, железобетона или металла). Они предназначаются для: проезжих частей, тротуаров, парковочных зон, заправочных станций и так далее. Вне зависимости от точки установки, возникает важный вопрос – какое должно быть расстояние между опорами освещения.

Для понимания значимости этого вопроса, поближе рассмотрим составляющие части:

  1. Световой источник. Располагается на верхушке. Для излучения на участках автодорог используются лампочки большой мощности, а для парковых зон применяют декоративные;
  2. Столб отличается подъемом и дизайном в зависимости от местоположения. Для полноценной работы свечение в любой населенной точке обязано формировать скрещивающиеся конусы. Помимо этого фонари могут применяться в качестве удерживающих устройств для проводов электропередач.

Напряжение в сети

Каждый высоковольтный столб должен быть маркирован. На высоте 2,5–3 м наносятся следующие данные:

  1. Порядковый номер.
  2. Значение напряжения в сети.
  3. Год установки конструкции.
  4. Ширина охранной зоны.
  5. Расстояние от земли до кабелей связи.
  6. Номер телефона владельца – организации, эксплуатирующей данную сеть.

Металлические конструкции предохраняют от коррозии, регулярно покрывают защитной грунтовкой или корабельной краской.

Максимальный прогиб проводов рассчитывается с учетом обледенения, которое делится на 6 категорий, и силы ветра. В точках подвеса устанавливаются натяжители, обеспечивающие минимальный угол отклонения горизонтального положения кабеля и наименьшее провисание.

Предлагаем ознакомиться  Дистанция и расстояние между машинами по ПДД

Неизолированный провод используется для линий вне городов и поселков. Монтаж его будет осуществляться на предельно возможной высоте непосредственно на изоляторы с помощью специальных шин на болтах.

Расстояние между опорами определяется в зависимости от напряжения тока в проводах, которые они несут:

  • 0,4–1 кВ – дистанция в пределах 30–75 м;
  • 10 кВ – пролеты до 200 м;
  • 220 кВ – расстояние между опорами до 400 м;
  • свыше 330 кВ – опоры могут располагаться друг от друга на удалении максимально в 700 м.

Провода подвешиваются параллельно на изоляторах на высоте, также зависимой от напряжения. Если оно до 1000 В, то линию крепят на высоте 7 м.

Допустимое провисание и расстояние до нижней точки тоже определяется в зависимости от напряжения. В городах, поселках ИЖС и СНТ нижняя точка провисания должна быть выше 6 м от земли.

Потребность правильного расчета

Пролет – это дистанция, между сооружениями расположенными по соседству. Их параметры установлены ГОСТ и СНиП. Каждый случай регулируется различными пунктами и располагается в разных точках реализации. Пролетный пробег рассчитывается с учетом следующих характеристик:

  1. Уровень иллюминации, в зависимости от местонахождения в городе или деревне;
  2. Мощность светильника, выступающего в качестве главного составляющего подсветки;
  3. Высота положения;
  4. Тип.

Правильность определения поможет для:

  1. Осуществления эффективного светового обеспечения дорожной территории;
  2. Достойной подсветки парковых зон;
  3. Создания безопасности передвижения транспортных средств и людей;
  4. Снижения количества криминальных действий, зачастую совершаемых в плохо освещенных районах;
  5. Поддержание инфраструктуры населенного пункта в должной степени.

В случае неправильности расчета система наружного света не сможет обеспечить свою функциональность в соответствующей мере.

Как определяют интервал между опорами освещения

Освещение по улице в частном секторе устанавливается на столбах, расположенных вдоль дороги на дистанции друг от друга 30–50 м. В гараж и дом подвод электроэнергии осуществляется через самонесущий изолированный провод. Точка ввода должна быть не ниже 4 м от поверхности земли.

Если кабель протянут от столба через участок, устанавливается промежуточная опора, обеспечивающая подвес на высоте 7 м и максимальное провисание до 6 м. Деревья сажают на расстоянии более 5 м от провода. Непосредственно под линией можно делать огород с растениями в 0,5 м высотой. Кустарник высаживается на расстоянии минимально метр от линии проекции кабеля.

Высоковольтные линии ЛЭП свыше 300 кВ не должны проходить по населенным пунктам любого типа. Удаление от ближайшего жилого дома должно соответствовать 100 м. Дистанция до границы участка без застроек составляет минимально ширину санитарной зоны в одну сторону.

Основанием для расчета длины пролетов ЛЭП служит ТП 25.0038, в котором отражена разработка расчетных дистанций для опор ВЛ 0,28–35 кВ. Типовой проект содержит таблицы размеров пролетов между железобетонными и металлическими опорами в зависимости от степени обледенения, ветровой нагрузки и типа провода по сечению и изоляции.

На основании заложенных в него данных можно проектировать, на какое расстояние устанавливать столб с СИП. Если протянут будет электрический провод, металлический или медный, без изоляции, то именно от этого зависит, насколько изменится пролет между столбами.

Забор устанавливается от ЛЭП на расстоянии 5 м. От дома линия электропередачи и опора должна располагаться не ближе 6 м.

Условия сооружения электрических линий воздушной прокладки (ВЛ) электропередач, к числу которых относится расстояние между опорами ЛЭП, границы минимального удаления от других объектов, оговариваются в ПУЭ и стандартом СТО (то же, что СНиП). Предлагаем краткий обзор требований, которые должны соблюдаться при проектировании линий мощностью до 1 кВ.

Расстояние между столбами зависит от напряжения

  • требуемая освещенность в районе, где будет произведен монтаж (центр или окраина города, дача или деревня);
  • мощность и тип источников света, а также их количество;
  • вид устанавливаемых в светильниках ламп;
  • высоту расположения источника освещения на опоре.

Расстояние между опорами уличного освещения

На схеме представлена большая часть данных, которые необходимы для определения шага опор освещения. В числе параметров:

  • высота подвеса СДС на опорах Н (м);
  • шаг мачтовых опор вдоль дороги L (м);
  • вылет середины светильника от края проезжей части l (м);
  • ширина дорожного полотна W (м);
  • угол наклона консоли со светильником α (°).

Чем выше будет находиться осветительный прибор на столбе, тем меньше будет освещенность на уровне дорожного полотна. В связи с этим расстояние между двумя столбами на дороге будет уменьшаться и наоборот. На рисунке ниже на примере показано, как меняется степень освещенности поверхности, которая находится от источника света на определенном расстоянии. Та же зависимость наблюдается, когда на опорах освещения увеличивают высоту установки источников света.

Существует среднее значение пролета между фонарями, которое находится в пределах 35-45 м. Максимально этот параметр может достигать 65 м. При расчете обязательно принимают во внимание требования к средней горизонтальной освещенности дорожного покрытия. Она измеряется в люксах (лк) и определяется несколькими параметрами:

  • загруженностью трассы – наибольшей интенсивностью движения в обоих направлениях;
  • категорией объекта по освещению;
  • типом автомобильной дороги.

Требования к средней горизонтальной освещенности автодороги отражены в пункте 4.1, таблице 1 ГОСТ Р 54305-2011. Для удобства данные приведены в виде таблицы.

Предлагаем ознакомиться  Территориальная подсудность дел о разводе

Еще одно правило при расчете расстояния между столбами освещения на трассе или в городе – зависимость шага от высоты подвеса светильников. Оно не должно превышать следующих соотношений:

  • 7:1 – при шахматном размещении;
  • 5:1 – при осевом, прямоугольном и одностороннем расположении.

Детали, учитываемые при монтаже

Не менее важно учитывать положение относительно других архитектурных или дорожных конструкций. Учет удаленности осуществляется при помощи следующих правил:

  1. Между установкой и бордюром размах не менее 1 м (для скоростных магистралей) или 0,5 м (для других дорог);
  2. Для проезжих частей, не используемых фурами и остальными большегрузами, размах 0,3 м;
  3. В случае отсутствия бордюра, между дорогой и стояком пробел не менее 1,75 м.

При исключении возможности соблюдения этих правил, пролеты уменьшаются в пропорциональном соотношении. В случае удобства обслуживания и целесообразности в городе фонарный подъем составляет 20 м.

Правила размещения опор

Строительство линии, модернизация или реконструкция, в связи с которыми возникает необходимость устройства участков с добавочными опорами, производятся только с разрешения, выданного застройщику или заказчику соответствующим департаментом.

  • При необходимости установки новой линии, застройщик должен ещё обосновать целесообразность такого решения перед использованием других решений, когда, допустим, может быть добавлена вторая цепь, или первая переоборудована под более высокое напряжение.

Реконструкция воздушной линии

  • Конструкции воздушных линий с напряжением до 20 кВ должны предусматривать возможность установки подвесного оборудования: электротехнических аппаратов, оптоволоконных кабелей, систем автоматизированного учёта расхода энергии, защитных реле и передающих информационных систем.
  • При устройстве линий, опоры надо размещать с таким расчётом, чтобы они не препятствовали транспортному и пешеходному движению, не затрудняли въезд во двор или вход в здание.

Защита опоры от наезда

Если расстояние между опорами ЛЭП превышает 250 метров, на каждой из них должна присутствовать информация, нанесённая на высоте 2,5-3 м. Если дальность установки меньше, то знаки наносятся через одну опору.

  1. Условное обозначение опоры.
  2. Её порядковый номер.
  3. Если цепей более двух, то ставится номер цепи.
  4. Безопасное расстояние от ЛЭП (размер охранной зоны).

Информация на опоре

Нормативные расстояния

В электрическом хозяйстве все дистанции – будь то взаимное расположение проводов или расстояние от ЛЭП до бани или забора нормируются. Прежде всего, это связано с охраной здоровья человека, а так же животных и птиц.

Провода должны быть безопасными и для птиц

Между проводами

Вот основные нормы, которые должны соблюдаться при устройстве ВЛ:

  • Любые электрические аппараты, которые устанавливаются на опорах, должны находиться ниже проводов, на расстоянии 1,6 метра от земли.
  • Если провода на опоре неизолированные, минимальный интервал между ними, с учётом провеса, составляет 120 см. По вертикали расстояние между ними должно быть 40 и более сантиметров.
  • При установке на одну опору проводов разных фаз, с изоляцией и без неё, дистанция между ними при пересечении и ответвлении составляет 10 см, а от провода до любого элемента опоры – 5 см.
  • Шаг по горизонтали между жгутами СИП (изолированных проводов), располагаемых на общей опоре, должен быть минимум 30 см. По вертикали расстояния варьируются в пределах от 1 до 2 метров в зависимости от типа проводов и напряжения. Для защищённых проводов (ВЛЗ) этот диапазон может сокращаться до 30 см.
  • В населённых пунктах с малоэтажной застройкой (проекты одноэтажных частных домов представлены в статье), все воздушные линии обязаны иметь заземление, защищающее ВЛ от перенапряжения в грозу. Расстояния между заземляющими устройствами, в зависимости от климатических условий, составляет 100-200 метров.

Заземляющее устройство на опоре ВЛ

Кроме этих заземлений, предусматриваются и дополнительные – на ответвлениях опор, ведущих к зданиям с большим скоплением людей, содержания животных, а так же складам, в которых хранятся материальные ценности.

При прохождении воздушных линий через леса и зелёные насаждения, вырубать просеки не требуется. Достаточно, если провод располагается выше деревьев на 30 см, а по горизонтали между ними будет 50 см.

  • От проводов до земли должно быть не меньше 5 м для СИП и 6 м для ВЛН (неизолированных проводов). Уменьшаться оно может только в труднодоступных нежилых районах (в горах, на утёсах) – точные параметры зависят от конкретных условий.

Расстояние между фонарными столбами в городе и любом другом месте именуется пролетом. Его величину регламентируют специализированные документы: СНиП и ГОСТ. В них четко прописываются величины пролета для разной местности, в том числе городской, сельской или частной территории. При расчете пролетов учитывается специфика опор, состоящих из двух частей:

  • Источника света. Осветительный прибор располагается, как правило, наверху опоры. Мощность источника подбирается с учетом местности, где он будет располагаться. Так, для автодорог требуются светильники большой мощности, а в парковых зонах могут устанавливаться менее мощные модели.
  • Столба. Его главная характеристика – высота. Также важно учитывать, что фонарные столбы одновременно могут выступать и опорой для ЛЭП (линии электропередач).

В условиях города чаще устанавливают опоры высотой 20 м, поскольку эта величина наиболее оптимальна в отношении удобства обслуживания.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector