Серафимское юридическое агентство
Назад

Порча фасада жителем привела к предписанию ГЖИ в адрес управляющей компании. – Новости ЖКХ

Опубликовано: 29.03.2020
0
0

Какие поручения жилинспекция может дать управляющим организациям

Поручения, которые ГЖИ дала управляющим организациям, достаточно конкретны: исключить из платёжных документов плату за жилищную услугу по обращению с ТКО и провести информационную работу с жителями многоквартирных домов по вопросу перехода услуги в статус коммунальной. Отчёт, который УО обязаны предоставить в надзорное ведомство за подписью руководителя, должен быть направлен в электронном виде и на бумажном носителе.

При этом это не единственное поручение, которое дала ГЖИ управляющим организациям и ТСЖ области. В первых числах января 2019 года на сайте появилось новое поручение: совместно со специализированными организациями провести внеочередное обследование состояния внутридомового газового оборудования многоквартирных домов.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

О выполнении поручения УО и ТСЖ также должны отчитаться. И хотя провести такие обследования «рекомендуется», предоставить отчёт с копиями актов «необходимо» до 3 марта 2019 года.

Попробуем разобраться, обязана ли УО выполнять такие поручения и предоставлять отчёты, и может ли жилищная инспекция наказать организацию за неисполнение таких поручений.

1. Запросы информации в рамках контрольных мероприятий, при этом запрос должен быть мотивирован и направлен в адрес УО в письменном виде (п. 1 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ).

К запросу прилагается заверенная печатью и подписью должностного лица копия приказа или распоряжения о проведении проверки. Запрос о предоставлении информации или документов должен быть направлен почтовым отправлением с уведомлением либо вручён под подпись (ч. 4 ст. 11 № 294-ФЗ).

ГЖИ может проводить предварительную проверку юридического лица или индивидуального предпринимателя. При этом сотрудники органа ГЖН собирают дополнительные сведения и материалы по устному запросу или направив в УО письменное обращение. Но в рамках предварительной проверки юридическое лицо не обязано предоставлять органу жилнадзора информацию и выполнять требования (ч. 3.2 ст. 10 № 294-ФЗ).

2. Запросы на предоставление письменных пояснений от юридического лица, если орган ГЖН в ходе проверки находит противоречия или недостоверность сведений (ч. ч. 8, 9 ст. 11 № 294-ФЗ). Ответить на запрос юридическое лицо должно не позднее 10 рабочих дней со дня получения требований надзорного органа.

При этом юридическое лицо имеет право не предоставлять по требованию органа ГЖН документы и сведения, которые ведомство может самостоятельно получить у других органов госконтроля или которые не относятся к предмету проверки (ч. 11 ст. 11 № 294-ФЗ).

3. Предписания органа ГЖН с требованием устранить выявленные нарушения и протоколы об административных правонарушениях (п.п. 3, 4 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ).

Управляющая организация имеет право обжаловать составленные акты и через суд попробовать признать предписание ГЖИ незаконным или неисполнимым. Только в этом случае УО не исполняет выданные предписания.

УО не обязана исполнять поручения и проводить мероприятия, которые орган ГЖН советует реализовать в конкретные сроки, разместив информацию на сайте для неопределённого круга лиц.

Порча фасада жителем привела к предписанию ГЖИ в адрес управляющей компании. – Новости ЖКХ

При этом следует отметить, что на примере рекомендаций ГЖИ Челябинской области видно, что поручения ведомства должны помочь УО исполнять надлежащим образом обязательные для них требований по содержанию общего имущества МКД и корректности начислений платы за ЖКУ.

Исполнив поручения, УО снизит риск возникновения конфликтов и ЧС, а также привлечения её к административной ответственности за несоблюдение норм законодательства, если при проверке органом ГЖН будут выявлены нарушения.

Каждая жилинспекция действует на основании внутреннего регламента, утвержденного главой жилинспекции. Такие регламенты пишутся в соответствии с длинным перечнем нормативных актов, список которых мы приведем в самом конце данного материала. И именно этими регламентами определен порядок проведения всех возможных проверок, будь то поверки по жалобам, или же проверки по каким-то другим поводам.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Мы проанализировали содержимое регламентов жилинспекций ряда крупных сибирских регионов, и на основе их сделали небольшой обзор алгоритмов, на основе которых строится их работа.

1. Жилинспекция (далее — ГЖИ) принимает ваше заявление, ему присваивается номер входящего,

2. В течение 3 рабочих дней с момента поступления заявления, должностное лицо ГЖИ подготавливает проект приказа о проведении проверки, решает вопрос о привлечении экспертов (если они нужны),

3. Данный проект приказа подписывает руководитель ГЖИ или лицо его замещающее,

4. Лицо, ответственное за проведение проверки не позднее, чем за 3 рабочих дня до проведения проверки, уведомляет об этой проверке проверяемое лицо (да, в ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ и в ч. 3 ст. 196 ЖК РФ определено, что такие проверки проводятся без предварительного уведомления проверяемого, однако в регламентах большинства ГЖИ есть требование об обязательном уведомлении, что связано законодательством о защите прав предпринимателей).

Предлагаем ознакомиться  Независимая оценка бизнеса и оценка предприятия

5. Получив уведомление, проверяемое лицо не только узнает о проведении проверки, но обычно в нем также содержится перечень документов, которые проверяемое лицо должно будет предоставить сотрудникам ГЖИ для проведения проверки.

6. Далее непосредственно проводится проверка. Срок проведения проверки не должен быть более 20 рабочих дней и в исключительных случаях может быть продлен еще на 20 рабочих дней.

7. В случае выявления нарушения лицензионных требований в ходе проведения проверки должностное лицо ГЖИ выписывает проверяемому лицу предписание и устанавливает срок его исполнения (это требование, установленное Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц…»).

8. При этом дело об административном правонарушении могут возбудить как сразу, так и после окончания срока исполнения предписания. Ну или возбудить два дела: одно по факту наличия правонарушения, а второе по факту неисполнения предписания. Каждый раз при возбуждении дела составляется протокол об административном правонарушении.

В большинстве известных нам случаев, ГЖИ не наказывают за найденные нарушения сразу же, а выписывают предписания, и только при невыполнении предписаний составляют протоколы об административных правонарушениях. Такой порядок действий рекомендован письмом Минстроя России от 09.10.2015 N 32582-АЧ/04.

9. Протоколы об административном правонарушении и материалы проверок в течение 3 рабочих дней с момента их проведения направляются в мировой суд, который затем в течение 15 дней рассматривает дело и может вынести решение о назначении штрафа, исключения дома из лицензии, или другом наказании, соответствующем найденным нарушениям.

10. Протоколы и предписания ГЖИ, а также решения судов также могут быть обжалованы управляющей организацией при наличии на то оснований.

Порча фасада жителем привела к предписанию ГЖИ в адрес управляющей компании. – Новости ЖКХ

11. Ну а вам, то есть тому, кто написал жалобу, в течение 30 дней с даты ее подачи пришлют ответ, где напишут, что либо нарушений не обнаружено, либо обнаружено нарушение и выписано предписание, либо срок ответа на обращение продлен, и ответ будет позже.

На каких основаниях ГЖИ проводит внеплановую проверку

Конституция РФ;

Жилищный кодекс РФ;

Гражданский кодекс РФ;

Кодекс РФ об административных правонарушениях;

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании»;

Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

статья 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»;

Постановление Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 «О государственном жилищном надзоре»;

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

Порча фасада жителем привела к предписанию ГЖИ в адрес управляющей компании. – Новости ЖКХ

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

Постановление Правительства РФ от 21.01.2006 N 25 «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями»;

Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»;

Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»;

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;

Порча фасада жителем привела к предписанию ГЖИ в адрес управляющей компании. – Новости ЖКХ

Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности»;

Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Постановление Правительства РФ от 25.04.2011 N 318 «Об утверждении Правил осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»;

Предлагаем ознакомиться  Китель стального цвета

Приказ Министерства регионального развития РФ от 23.08.2013 N 360 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке порядка осуществления государственного жилищного надзора в субъектах РФ, в том числе порядка взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими региональный жилищный надзор, и административных регламентов исполнения функций по государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю»;

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Приказ Министерства экономического развития РФ от 30.04.2009 N 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Приказ Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 «О реализации Федерального от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Постановление Правительства Красноярского края от 14.03.2012 N 91-п «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти Красноярского края»;

Нормативные документы органов власти соответствующего субъекта Федерации, регламентирующие работу органов жилищного надзора.

Решение суда

Жильцы недовольны тем, как управляющая организация справляется со своими обязанностями и жалуются, что она нарушает права собственников помещений. Они пишут претензии в управляющую организацию и дублируют их в органы ГЖН. Именно жалобы потребителей – наиболее частая причина проведения внеплановых проверок.

Другой причиной становится угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства и угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В этом случае в орган ГЖН также должно поступить заявление от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти или СМИ.

Последняя причина – истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований или требований муниципальных актов.

Что входит в полномочия органа ГЖН

Деятельность органа Государственного жилищного надзора регулируется постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493. В соответствии с п. 7 ПП РФ № 493 и ч. 5 ст. 20 ЖК РФ, орган ГЖН в рамках своих полномочий имеет право:

  • запрашивать и получать информацию и документы, которые необходимы для проведения проверок соблюдения обязательных требований;
  • проводить проверки, в том числе выездные;
  • выдавать предписания по устранению выявленных нарушений;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять соответствующие документы в уполномоченные органы для возбуждения дел;
  • обращаться в суд по вопросам, перечисленным в ч. 6 ст. 20 ЖК РФ.

При этом, в соответствии с пп. «г» п. 16 ПП РФ № 493, надзорное ведомство на своём официальном сайте в интернете размещает рекомендации и информацию, которые содействуют выполнению обязательных требований, в том числе управляющими организациями и ТСЖ. При этом исполнение подобных рекомендаций обязательным требованием не является.

Исключением являются поручения, которые касаются действий, обязательных для исполнения управляющими организациями в силу норм законодательства. Например, исключить плату за обращение с ТКО из жилищных услуг УО обязаны в соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ. Отдельного поручения от органа ГЖН для этого не требуется.

Как проходит внеплановая проверка

Перед внеплановой проверкой органы ГЖН проверяют достоверность поступивших обращений. Для этого с 01.01.2017 в ч. 3.2 ст. 10 Федерального Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ введена процедура предварительной проверки. В ходе её проведения жилищные инспекторы:

  • рассматривают документы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющиеся в распоряжении ГЖИ;
  • проводят мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, предпринимателями и без возложения на них обязанности предоставлять информацию и исполнять требования.

Когда инспектор ГЖИ выполняет предварительную проверку, он может запросить пояснения по полученной информации. Предоставлять такие пояснения и иные документы проверяемые организации не обязаны. Но если руководство УО уверено, что документы в порядке и нарушений нет, то документы можно подготовить для того, чтобы инспектор знал, что УО добросовестно выполняет свои обязательства по управлению и содержанию МКД.

Если в результате предварительной проверки выявлены нарушения, то они становятся основанием для внеплановой проверки (ч. ч. 3.2 и 3.3 ст. 10 Федерального Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Такая проверка может быть выездной и документарной.

ГЖН всемогущий: полномочия органов государственного жилищного надзора

Выездная проверка выполняется в том случае, если в распоряжении ГЖИ недостаточно документов, чтобы оценить соответствие управляющей организации установленным требованиям. О проведении выездной проверки управляющая организация должна быть предупреждена не менее чем за 24 часа до начала её проведения.

Предлагаем ознакомиться  Договор с управляющим ооо индивидуальным предпринимателем образец

Перед проведением проверки государственные жилищные инспекторы должны предъявить руководителю организации удостоверения, личные штампы с указанием фамилии сотрудника и наименования организации и приказ, на основе которого проводятся мероприятия по контролю. В приказе прописывают:

  • номер и дату;
  • наименование органа государственного контроля;
  • ФИО и должность лиц, уполномоченных на проведение мероприятий по контролю;
  • наименование юридического лица, в отношении которого проводится проверка;
  • цели, задачи и предмет проводимого мероприятия;
  • правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке.

Любая проверка длится не более 20 дней.

Что не проверяют в рамках внепланового контроля

Ст. 15 Федерального Закона от 26.12.2008 №294-ФЗ для органов ГЖН введены ограничения при проведении мероприятий по контролю. Инспекторы не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа ГЖН, от имени которого действуют должностные лица;
  • требовать предоставления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки;
  • изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  • требовать образцы продукции для проведения их исследований без оформления акта об отборе проб продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Чем грозит внеплановая проверка

https://www.youtube.com/watch?v=upload

По результатам внеплановой проверки управляющая организация может получить предписания:

  • о прекращении нарушений обязательных требований;
  • об устранении выявленных нарушений;
  • о проведении мероприятий по соблюдению обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого нарушения.

Предписание прилагается к акту проверки. Если управляющая организация не согласна с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, и выданным предписанием, то она вправе в течение пятнадцати дней с даты получения предписания предоставить в ГЖИ возражения в письменной форме.

Если проверка инициирована с целью проверить, выполнены ли ранее выданные предписания и УО не исправила недочёты, то её привлекут к административной ответственности по ч.1 ст. 19. 5 КоАП РФ и выпишут повторное предписание.

Накажут ли УО за неисполнение общих поручений ГЖИ

Итак, согласно нормам законодательства, орган ГЖН вправе давать управляющим организациям рекомендации и поручения по соблюдению обязательных требований по управлению многоквартирными домами и надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников. В том числе такая информация может размещаться на сайте ведомства.

При этом подобные поручения носят рекомендательный характер: УО не обязаны их исполнять. Следовательно, за неисполнение выданных поручений и непредоставление в указанные ГЖИ сроки отчёта по таким мероприятиям не влекут за собой материального наказания, привлечения к ответственности или штрафа.

К тому же управляющие организации не обязаны просматривать сайты органов ГЖН и знакомиться с общими рекомендациями, данными ведомством. Все законные требования жилищные инспекторы обязаны направлять в письменном виде, а при оговорённой с УО форме электронного обмена данными – с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10, ч. 4 ст. 16 № 294-ФЗ).

Как УО действовать при наличии на сайте ГЖИ общего поручения

Управляющие организации, заметив на сайте ГЖИ поручения по проведению каких-либо мероприятий, должны понимать, что подобная информация носит рекомендательный, а не обязательный характер. За неисполнение этих требований, в том числе за непредоставление отчёта по таким мероприятиям, УО не может быть привлечена к какой-либо ответственности.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

При этом отказ исполнять общие поручения органа жилнадзора может сказаться на взаимоотношениях УО с ведомством. Чтобы не портить отношения с органом ГЖН, мы рекомендуем управляющим организациям предпринять следующее:

  1. На постоянной основе знакомиться с информацией, размещаемой региональной ГЖИ на сайте.
  2. При появлении на сайте поручений или рекомендаций УО с требованием провести какие-либо мероприятия – проанализировать данные поручения, установить, есть ли реальная необходимость в такой работе. Возможно, УО уже предприняла подобные действия: например, рассказала жителям дома о новой схеме обращения с ТКО или недавно провела проверку состояния ВДГО.
  3. Если после анализа ситуации УО приняла решение, что необходимости в мероприятиях нет, то лучше сообщить об этом в орган ГЖН и направить в адрес ведомства подтверждение такого вывода. Например, копии объявлений, в которых информация доносилась до жителей дома, копии квитанций, актов обследования – любые документы, подтверждающие, что вопросы находятся у УО на контроле.
, ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector