Серафимское юридическое агентство
Назад

Особенности и порядок установления публичного сервитута на земельный участок. Нюансы оформления

Опубликовано: 13.02.2020
0
6

Что это такое по отношению к ЗУ?

Наиболее общая трактовка данного понятия приведена в п. 2

(ЗК РФ). В соответствии с данной нормой под публичным сервитутом подразумевается право ограниченного использования земельного участка, которое устанавливается решением органа государственной власти или местного самоуправления для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, а также потребностей местного населения.

Для публичного сервитута характерны следующие особенности:

  • устанавливается в интересах всего общества, а не отдельного лица (как при частном сервитуте);
  • основная цель направлена на достижение общих нужд и потребностей населения конкретной местности;
  • устанавливается решением соответствующего органа исполнительной власти или местного самоуправления,;
  • подлежит прохождению государственной регистрации в Росреестре с последующим внесением сведений в ЕГРН;
  • необходимость установления должна быть должным образом обоснована;
  • ограничение права пользования может быть произведено в отношении любого участка земли (форма собственности в этом случае не имеет значения).

На какие земли нельзя установить сервитут

Обременение земли – это, так или иначе, ограничение прав его собственника, создание для него неудобств. А для лица, для которого установлен

– это дополнительный источник расходов (за пользование чужой землей может взиматься

ч. 5

Однако возможность установить сервитут на часть ЗУ все же есть, о чем говорит сама сущность рассматриваемого права.

например, если цель пройти или проехать – разумеется, нужна только дорога, о чем и указывается в

. В соглашении можно прописать и сферу действия сервитута, ограничить использование земли во времени, в пространстве, и фактически получится пользование частью ЗУ.

Если мирно договориться не получилось, ограничить собственника в пользовании землей в части фактически, возможно и в суде, потому что, удовлетворяя иск о сервитуте, суд обязан определить условия, на которых он устанавливается, в том числе, содержание обременения и его сферу действия (как и на каких основания можно обратиться в суд для принудительного установления сервитута узнаете тут).

Внимание!

Более того, встречается судебная практика (чаще всего у арбитражных судов), где суд выносит решение с формулировкой как «установить сервитут на часть земельного участка» (напр.,

А55-33436/2018

).

Говоря об основаниях установления обременения, следует исходить из двух правовых факторов, которые выступают и рассматриваются в качестве юридического прецедента для установления сервитута, оформленного добровольно:

  • свободное волеизъявление сторон;
  • условия, которыми владеет одна сторона и в которых нуждается вторая.

Кроме этого требуется официальное гражданско-правовое действие, создающее юридическую основу для правомерного обременения.

Сервитут устанавливается на основании утверждения добровольных договорённостей сторон в административном порядке. В противном случае лицо, претендующее на его возникновение, может ходатайствовать о разрешении обременения в судебном порядке. Такое допустимо:

  1. Когда собственник надела отказывается от его обременения по согласию сторон.
  2. Когда администрация отказывается от оформления составленного сторонами соглашения.

На основании полученного в администрации документа, разрешающего оформление ограничения в пользовании ЗУ со стороны собственника, или на основании решения суда, устанавливается частный сервитут. Его возникновение следует внести в кадастровые учётные сведения путём регистрации. После чего допускается взаимодействие участников на одном земельном участке.

Законодательным основанием является действие статей 22 ЗК РФ и 274 ГК РФ. А так же – 23 статьи Федерального закона о сервитуте. Регулирование использования участка с обременением регламентировано действием статей 275, 276 ГК РФ.

Теперь вы знаете на каком основании возникает сервитут. Дальше поговорим об условиях.

В п. 4

написано, что публичный сервитут может быть установлен на любой участок независимо от его формы собственности. Это означает, что подобное ограничение может быть также оформлено и на частную землю. Однако стоит помнить о некоторых исключениях, действующих в данном случае.

Так, согласно п. 5 той же статьи нельзя устанавливать публичный сервитут (в целях, предусмотренных п. 1 и 2 ст. 39.37) в отношении участков граждан, предназначенных для ИЖС, создания огорода, ведения домашнего хозяйства, садоводства. Исключением из данного правила может быть:

  • подключение зданий к водоснабжению, канализации, системе отопления и т.д.;
  • использование или восстановление инженерных сооружений, которые уже были возведены;
  • перенос линейных объектов с участков, которые были изъяты для удовлетворения государственных и муниципальных потребностей.

В качестве оснований для установления публичного сервитута на частной земле могут выступать:

  • необходимость в создании свободного доступа к общему водоему;
  • прокладывание газопровода, канализации и т.д.;
  • строительство автомобильной дороги;
  • выпас скота иные случаи.

Право ограниченного пользования обременяемой территорией в интересах частных лиц и организаций устанавливается на основании договора (соглашения) и подлежит последующей регистрации в государственном реестре.

Публичный сервитут вступает в законную силу только после издания соответствующего нормативного акта. Таким документом может являться федеральный закон, акт регионального законодательства субъекта РФ или органов местного самоуправления.

Более того, основанием для установления обременения землевладения может являться и решение суда. Если собственник отказывается заключать соглашение, то заинтересованная сторона (сервитуарий) имеет право обратиться в суд, и, если ему удастся доказать необходимость обременения соседнего участка, сервитут будет установлен принудительно.

Несмотря на установленный сервитут, собственник может:

  • продать участок или обменять участок;
  • передать его по наследству.

При этом сервитут, наложенный на территорию в виде обременения, будет продолжать действовать, пока в этом есть необходимость, переходя от собственника к собственнику.

Сервитут может быть наложен в следующих случаях:

  1. обеспечение прохода или передвижения по участку;
  2. проведение коммуникаций: электричества, воды, канализации;
  3. обеспечение нужд владельца соседнего участка.

Первый этап: составление соглашения. Физлицо-пользователь участка может запросить установку обременения в виде сервитута только у собственника территории. Даже если спорная земля сдана в долгосрочную аренду, заключить такой договор с арендатором невозможно. Если надел принадлежит муниципалитету, запрос нужно направлять в администрацию.

Подписать соглашение можно под контролем нотариуса либо без оного.

Второй этап – процедура проведения госрегистрации соглашения в Росреестре. Спустя 10 дней после подачи заявления на регистрацию в кадастровом паспорте объекта появится пометка о наложенном сервитуте и его сроках.

  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда.

Чаще всего на них накладывается публичный сервитут, поэтому частный не применяется. Однако, в некоторых случаях это возможно через решение суда.

Подробнее о сервитуте можно посмотреть здесь.

Правовое регулирование

Нормативно-правовое регулирование публичного сервитута осуществляется в рамках следующих основных законодательных актов:

  1. Земельный кодекс РФ (ст. 23, гл. 5.7) – в этом документе дано определение публичному сервитуту, отражены его характерные особенности, а также порядок установления.
  2. ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости» (гл.3, ст. 52 и др.) – в рамках данного нормативного акта отражен порядок и особенности регистрации публичного сервитута в Росреестре.
  3. ФЗ РФ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и ……» (ст. 25) – содержит особенности установления публичного сервитута в отношении участков, расположенных возле автомобильных дорог.
  4. Лесной кодекс РФ (ст. 9) – предусматривает порядок установления сервитута на территории леса.
  5. Другие нормативные документы, утверждаемые органами местного самоуправления того или иного региона. В них раскрывается подробный алгоритм действий по установлению публичного сервитута, а также основания его прекращения в конкретной области или городе (например, Постановление администрации г. Иркутск от 11.12.2018 года № 031-06-1116/8).
Важно!

 На публичные сервитуты не распространяется действие положений ГК РФ о сервитуте (

ст. 274

277

), а также

гл. 5.3 ЗК РФ

.

Снятие обременения. Отмена сервитута

В соответствии с п. 4

  • создание прохода (проезда), а также свободного доступа к водоему, предназначенному для общего пользования;
  • размещение межевых знаков, геодезических и гравиметрических пунктов и т.д.;
  • сооружение отвода для воды (дренажные работы);
  • забор водных ресурсов из водоемов;
  • обеспечение свободного прохода для крупного рогатого скота и прочих сельскохозяйственных животных;
  • осуществление сенокоса или выпаса скота в определенный период года;
  • использование земельного участка для охоты, ловли рыбы или же в целях осуществления работ по увеличению популяции водных организмов (аквакультура).
Предлагаем ознакомиться  Договор на предрейсовый медосмотр водителей

Кроме того, земельное законодательство также содержит в себе ряд отдельный целей, ради достижения которых может быть установлен публичный сервитут. В частности, речь идет о следующих случаях (ст. 39.37 ЗК РФ):

  • размещение на земельных участках линейных объектов (водоснабжение, канализация, линии электропередачи и т.д.);
  • временное складирование материалов, возведение сооружений, а также размещение техники для проведения строительных работ, реконструкции различных объектов транспортной инфраструктуры (например, автомобильные иди железнодорожные дороги, вокзалы и др.);
  • организация пересечений автомобильных или железнодорожных дорог;
  • прокладывание дороги (для машин, поездов) внутри туннелей;
  • осуществление инженерных исследований для дальнейшей планировки территории, на которой будут размещаться линейные объекты федерального, регионального или местного значения.

Прочесть более подробную информацию о том, для каких целей и на каких основания могут устанавливаться различные сервитуты, можно тут.

В п. 4

Общий порядок установления публичного сервитута в отношении линейных объектов подробно раскрыт в главе 5.7 ЗК РФ.

Так, вся эта процедура включается в себя следующие действия:

  1. Вначале заинтересованное лицо должно подготовить письменное ходатайство в адрес уполномоченного органа, в лице которого зачастую выступает администрация города, региона. Если речь идет о размещении линейных объектов, то в качестве заявителя главным образом будут выступать представители естественных монополий, организации связи, владельцы объектов транспортной инфраструктуры и т.д.
  2. Затем собираются дополнительные документы, которые выступают в качестве приложений к ходатайству. Сюда относится (п. 5 ст. 39.41 ЗК РФ):
    • подготовленные должным образом сведения о границах публичного сервитута;
    • соглашение, заключенное между заявителем и владельцем линейного объекта, по которому планируется проведение реконструкции;
    • документы, подтверждающие наличие права на инженерные сооружения, по которым планируется проведение реконструкции или их эксплуатация (если такое право не зарегистрировано);
    • доверенность официального представителя заявителя.
  3. Полный пакет бумаг направляется в адрес уполномоченного органа. В п. 8 ст. 39.41 ЗК РФ предусмотрены следующие варианты доставки документов к адресату:
    • путем личного визита;
    • через почту заказным письмом;
    • в электронном виде по интернету.
  4. Ходатайство и прилагаемые к нему документы проходят проверку. При отсутствии оснований для отказа в его принятии сотрудник уполномоченного органа до истечения 7 дней направляет в Росреестр запрос о владельцах участка, а также уведомляет их о возможном установлении публичного сервитута.
  5. До истечения 45 дней с момента поступления заявления принимается решение об установлении публичного сервитута либо об отказе в этом заявителю.В течение 5 дней с момента принятия соответствующего решения уполномоченный орган обязан предпринять следующие действия (п. 7 ст. 39.43 ЗК РФ):
    • разместить копию распоряжения на своем официальном сайте;
    • опубликовать решение по месту нахождения участка, на который было оформлено ограничение;
    • выслать копию документа в адрес владельца, в Росреестр, а также обладателю права ограниченного пользования землей.
  6. Затем между обеими сторонами (заявителем и собственником участка) заключается соглашение об установлении публичного сервитута в целях размещения линейного объекта. Порядок подготовки такого документа прописан в ст. 39.47 ЗК РФ
  7. Завершающим этапом процедуры является внесение платы обладателем сервитута за полученное права, а также регистрация публичного сервитута в Росреестре.

Многообразие вариантов, которые требуют установления сервитута, сводятся к его целесообразности. Он не устанавливается без особых причин, которые понуждают физическое или юридическое лицо обращаться к собственнику участка за разрешением использования части его территории.

Цели такого сервитута – возмездное ограничение права пользования участком со стороны собственника, которое возникает в сторону претендента на отчуждённую в его пользу часть ЗУ.

Устанавливается по инициативе владельца имущества, которое требует размещения на обременённом участке. Либо – по инициативе заказчика (исполнителя) работ, которые требуют задействования территории обременённого надела. Такое взаимодействие включает аспекты совместного владения или аренды, но не является ни тем, ни другим в силу обстоятельств, детерминирующих обременение.

В данном случае всегда прослеживается причинно-следственная связь между потребностью одного лица и возможностью её удовлетворить, со стороны другого. В число таких причин могут входить:

  • потребность выхода на проезжую часть;
  • проход к водным ресурсам;
  • проход к собственному дому через участок соседей;
  • чужое имущество, расположенное на участке собственника;
  • установка бойлера или линейных объектов юридическими лицами;
  • проведение коммуникаций через участок соседей;
  • аналогичные причины.
Право бессрочного пользования

или срочного позволяет использовать участок одного лица для решения задач другого, что создаёт симбиоз преимуществ и расширение границ возможностей, если стороны смогут договориться.

Этим небольшим дополнением к статье мы ответим на вопрос: «Что такое оформление сервитута на часть земельного участка и как это сделать?».

Участки, находящиеся в совместной (долевой) собственности так же допустимо обременять сервитутом. Следует ориентироваться на некоторые нюансы.

  1. Если выделения долей не предусмотрено, но владельцы провели условные границы, то соглашение следует заключать со всеми собственниками участка. После чего один из собственников, отчуждающий свою часть надела для обременения, выделяет границы сервитута.
  2. Если доли выделены, то соглашение с заинтересованным лицом заключает владелец права в долевой собственности, а остальные совладельцы предоставляют нотариально удостоверенное согласие на оформление обременения.

На каком основании возникает сервитут? Возникновение публичного сервитута в отношении чужого участка допускается только в ситуациях, прописанных законом. К ним относят:

    Установление сервитута участка

  1. Обеспечение возможности прохода/проезда к водным объектам и местам общего пользования (водоемы, культурные сооружения, жилые объекты и т.д.).
  2. Размещение объектов транспортной инфраструктуры (строительство дорог и транспортных узлов).
  3. Сооружение подземных коммуникаций (тепло-, газо-, водоснабжение, канализация и т.п.), инженерных сетей и объектов электрификации.
  4. Установка межевых и геодезических знаков.
  5. Проведение дренажных работ.
  6. Сенокошения, выпаса и перемещения сельскохозяйственного скота к местам кормления.
  7. Охоты, рыболовства, разведения рыбы.
  8. Временного проведения – при необходимости – проектных, изыскательских, исследовательских работ.

Цели частного сервитута определяются по аналогии с публичным, и связаны с необходимостью использования ресурсов дополнительной – как правило, соседней – территории для обеспечения:

  1. Перемещения к своему объекту недвижимости.
  2. Прокладки коммуникаций.
  3. Установки оборудования связи.
  4. Строительных работ.
  5. И других обоснованных нужд, обеспечение которых не влечет за собой ощутимых проблем для хозяина участка.

Частный сервитут обычно устанавливается добровольно. Владелец земли и заинтересованное лицо заключают договор, в котором прописываются все детали и условия обременения земельной собственности. Право, возникающее в результате данного соглашения, подлежит государственной регистрации Росреестром.

Для публичного сервитута согласие владельца земли, равно как и его отсутствие, не имеет абсолютно никакого значения – решение принимается в результате общественных слушаний. Условия, порядок и сроки вступления в силу утверждаются нормативным актом федерального или регионального значения.

Однако собственник может обратиться в суд для защиты своих интересов, потребовать компенсационных выплат за использование участка, а в отдельных случаях даже выкупа государством обремененных земель.

Однако стоит заметить, что суд, как правило, удовлетворяет требования истца об оплате публичного сервитута лишь в тех случаях, когда последний сопряжен со значительными трудностями – владелец не может использовать большую часть территории по назначению, вынужден сносить или переносить хозяйственные постройки и др.

ч. 5

Частный сервитут можно снять, если:

  • закончился срок, указанный в соглашении, акте или решении суда;
  • собственник обременённой территории или инициатор предложил прекратить действие сервитута, так как в нём больше нет необходимости;
  • есть соответствующее решение суда (обычно в суд обращается собственник участка с требованием снять обременение, так как оно мешает пользоваться наделом).

Кроме того, обременение может быть снято:

  • если участок с обременением или соседний перестал существовать физически (из-за природных явлений);
  • если территория конфискована администрацией под нужды государства;
  • односторонний отказ инициатора сервитута от обременения;
  • инициатор купил участок, на который ранее было наложено обременение;
  • инициатор продал свой надел третьему лицу (в этом случае договариваться о проходе или проезде по соседней территории придётся заново уже новому собственнику).

Условия установления сервитута

Основополагающие условия для возникновения сервитута утверждены законодательством.

Соглашение об обременении прав на землю может заключать только ее владелец. Если земельные угодья принадлежат государству или муниципалитету, а участок предоставлен гражданину для бессрочного пользования, в аренду на длительный срок (более 12 месяцев) или для пожизненного владения с правом наследования, он, в той же мере, что и собственник, уполномочен совершать подобные сделки.

Предлагаем ознакомиться  Сокращение численности или штата?

Сервитут допускается только в случае крайней необходимости, в отсутствие альтернативных решений, в ситуациях, когда нельзя обойтись без вынужденного использования чужой территории.

Эксплуатация территории по сервитуту должна быть наименее обременительной для законного владельца, т.е. она не должна препятствовать полноценному уходу за почвой, сбору урожая, насаждению деревья, хозяйственных сооружений и т.п.

Наличие сервитута сохраняет за владельцем все права по распоряжению недвижимостью и земельными ресурсами. Собственность может беспрепятственно отчуждаться в пользу другого гражданина; при этом обременение сохраняется. Смена владельца земли не влияет на сервитут.

Собственник территории имеет право требовать соразмерную плату за пользование ее ресурсами. Размер платы уточняется владельцем самостоятельно или в результате независимой экспертизы. Обременение сервитутом может носить как постоянный, так и временный характер.

Право ограниченного пользования участком или его долей не может отчуждаться в пользу других лиц или фигурировать в качестве залога.

Прочие условия носят частный характер и прописываются в соглашении о сервитуте в результате взаимной договоренности участников сделки. Как правило, они носят уточняющий характер – размер платы, продолжительность обременения, вид работ, ввиду которых возникает сервитут, их границы и др.

Соглашение об установлении на землю права ограниченного пользования заключается между заинтересованной стороной (обладателем сервитута) и владельцем участка. Данный документ составляется в письменном виде.

Вся процедура заключения соглашения имеет следующий вид:

  1. Вначале обладатель составляет проект договора и подписывает его.
  2. Далее готовый документ направляется заказным письмом (с уведомлением о получении) в адрес собственника территории, в отношении которой установлено обременение. При этом одновременно высылаются: информация о границах сервитута и отчет об оценке (необходим для установления размера платы за сервитут).
  3. После получения проекта соглашения владелец земли должен в течение 14 дней подписать его и выслать назад обладателю публичного сервитута, написать мотивированный отказ в подписании договора или же выдвинуть свои условия для его заключения.

Добровольное обременение осуществляется на условиях соразмерной оплаты, когда пользующаяся участком собственника сторона, возмещает ему убытки, нанесённые отчуждением, и предусматривает выплату компенсации за упущенную выгоду.

Помимо этого, на время установления обременения, лицо, получившее сервитут, несёт ответственное распоряжение участком, сохраняя земельную собственность в надлежащем виде. Использование обременённой части допускается только в соответствии с целями, официально узаконенными в результате договорённостей.

В свою очередь, владелец ЗУ разрешает беспрепятственно использовать оговорённую часть ЗУ на условиях, достигнутых договорённостями. В его ответственность входит соблюдение установленных границ, а так же – освобождение пространства поблизости от ограниченной территории.

При этом НЕДОПУСТИМО:

  1. выходить за рамки категории земель и их целевого назначения;
  2. наносить порчу верхнему плодородному слою почвы;
  3. загрязнять окружающую среду;
  4. влиять на участки, принадлежащие третьим лицам.

Обязательно требуется соблюдать санитарные и противопожарные меры безопасности.

В соглашении прописываются:

  • персональные данные сторон (ФИО для физлиц, регистрационные данные юрлиц);
  • предмет соглашения – участок, на который накладывается сервитут, его адрес и кадастровые данные;
  • документ, на основании которого участок принадлежит владельцу;
  • обязанности и права сторон;
  • размер и форма компенсации за пользование участком;
  • срок действия договора (может быть бессрочным).

Если соглашение не было достигнуто мирным путём, ему равнозначно решение суда. Если участок принадлежит муниципалитету, инициатор сервитута получает акт-разрешение. Судебное решение, соглашение или акт – основной документ для наложения обременения.

Для регистрации в Росреестре к основному документу прикладываются:

  • паспорт или регистрационные документы заявителя;
  • чек о госпошлине за наложение частного сервитута (1500 для физлиц, 6000 для юрлиц);
  • чертёж планировки с указанием положения территории под обременением.

По окончании процедуры инициатор получает документы, в которых указывается право на проезд или проход по соседнему участку.

Границы зон действия

Обязательным условием при установлении публичного сервитута является определение границ его действия, то есть пределов территории, на которой действует право ограниченного пользования.

Публичный сервитут может быть оформлен как на весь земельный участок, так и на его отдельную часть (о правилах установления сервитутов на часть земельного участка можете узнать

). При этом конкретные зоны действия подобного ограничения определяются путем осуществления топографо-геодезических процедур. Они обычно производятся за счет заинтересованной стороны. Результаты отражаются в кадастровых документах.

Внимание!

Прежде чем приступить к оформлению публичного сервитута заявителю необходимо удостовериться в том, что было проведено межевание выбранной территории. В противном случае

установить ограничение

можно будет только после определения границ самого земельного участка.

Дополнительно следует отметить, что сведения о зоне действия публичного сервитута в обязательном порядке необходимо будет приложить к ходатайству. Порядок предоставления такой информации подробно отражен в Приказе МЭР РФ от 10.10.2018 года № 541.

О том, как создается схема границ сервитута, узнаете из отдельной статьи.

Когда собственнику и инициатору пора идти в суд

Если стороны не могут прийти к единому мнению в вопросе составления соглашения, инициатор вправе подать в суд. Наиболее частые спорные ситуации, которые решаются в судебном порядке:

  1. стороны не могут договориться о размере и форме компенсации;
  2. не получается определить срок сервитута;
  3. нет возможности договориться о размерах территории, попадающей под обременение.

Инициатор в суде должен будет доказать, что причины для установки сервитута действительно серьёзные, в нём есть жизненная необходимость.

Оно должно содержать:

  1. информацию о заявителе, каким образом он относится к участку, соседствующему со спорным (арендатор, собственник и др);
  2. причина обращения в суд: владелец спорного надела отказывается подписывать соглашение, он назначает слишком высокую плату за использование его территории, не выходит на связь;
  3. для чего нужен сервитут – неопровержимые доказательства такой нужды;
  4. сроки наложения обременения;
  5. условия, на которых должно быть наложено ограничение;
  6. документы, которые приложены к иску.

Прилагать нужно копии всех бумаг, упомянутых в соглашении: документы, письменный отказ владельца спорной территории (если такой есть), доказательства необходимости сервитута и тд.

По итогам рассмотрения дела выносится решение:

  • положительное – с указанием условий сервитута, комфортных для обеих сторон (они не обязательно будут совпадать с теми, что были указаны в иске), границ сервитута;
  • отрицательное – запрет на наложение сервитута из-за недостаточно убедительно изложенной необходимости в нём.

Как установить общественное право ограниченного использования ЗУ?

Конкретный список возможностей, которые появляются у обладателя публичного сервитута закреплён в ст. 39.50 ЗК РФ. Итак, данное лицо имеет право:

  • Осуществлять доступ к участку в соответствии с установленным в соглашении графиком, возводить, ремонтировать инженерные сооружения и осуществлять другие виды работ.
  • Владеть объектами, размещенными им на обозначенной территории (движимыми и недвижимыми).
  • Требовать от владельца земли соблюдения особо режима ее использования, предусмотренного публичным сервитутом.
  • Если изменилось место расположения инженерного сооружения, то обладатель имеет право уточнить границы сервитута. Однако в этом случае должны быть соблюдены условия, предусмотренные п. 6 ст. 39.50 ЗК РФ.
  • В любой момент расторгнуть соглашение об установлении публичного сервитута (об основаниях для прекращения сервитутов мы рассказываем тут).
  • До окончания периода действия ограничения на землю обратиться в уполномоченный орган за установлением сервитута на новый срок.
Справка! 

Приступить к использованию участка можно после завершения

процедуры регистрации

. При этом, если территория является муниципальной собственностью, то воспользоваться своим правом можно сразу после внесения соответствующей платы.

Какими правами и обязанностями наделяются обладатели сервитутов мы рассказывали в отдельной статье.

В общем виде порядок установления публичного сервитута включает в себя следующие последовательные этапы:

  1. Вначале заинтересованное лицо подготавливает ходатайство и необходимые документы.
  2. Полный пакет бумаг передается уполномоченному органу государственной власти или местного самоуправления.
  3. Представленные сведения проходят проверку на соответствие действительности.
  4. При необходимости могут быть организованы общественные слушания для совместного принятия решения об установлении такого ограничения на землю.
  5. В случае отсутствия оснований для отказа уполномоченный орган принимает решение об установлении публичного сервитута в отношении заявленного земельного участка.
  6. Затем между заявителем и собственником участка заключается соглашение об установлении публичного сервитута.
  7. Далее вносится плата за получение права ограниченного использования.
  8. Завершающим этапом является регистрация ограничения в Росреестре.
Предлагаем ознакомиться  Подключить электроэнергию к участку

Более подробно процедуру установления публичного сервитута мы рассматриваем в отдельном материале.

Ходатайство

Данный документ подготавливается в письменном виде лицом, заинтересованным в установлении публичного сервитута. Ходатайство должно содержать следующие основные сведения (п. 1 ст. 39.41 ЗК РФ):

  • реквизиты заявителя (название, адрес, регистрационные данные и др.);
  • цель установления публичного сервитута;
  • желаемый срок действия ограничения;
  • период времени, в течении которого использовать участок будет невозможно или затруднительно;
  • обоснование необходимости в установлении ограничения;
  • кадастровый номер земли (при наличии);
  • контактные данные заявителя (адрес электронной почты);
  • иные сведения, которые могут включаться в зависимости от конкретных обстоятельств.

Как установить сервитут на земельный участок и что для этого необходимо?

Если вас интересует вопрос о том, как установить сервитут на ЧАСТЬ земельного участка — мы говорим об этом в конце статьи. Также о публичном сервитуте было рассказано ранее в этом материале.

При возникновении потребности в использовании соседнего или иного участка, т.е. для установления сервитута необходимо заинтересованному лицу обратиться к его собственнику (ЗУ) и действовать исходя из нашей инструкции. Рассмотрев возможности его совместного использования, стороны приходят к договорённости, которая излагается в письменном виде и определяется как соглашение сторон об установлении сервитута.

Соглашение о сервитуте земельного участка (образец вы можете сказать в конце статьи) – вид договора между сторонами. Отвечает общим требованиям составления и заключения договоров. На его основании осуществляется гражданско-правовое действие, обстоятельства которого определены в рамках соглашения.

Часто это соглашение называют договор сервитута земельного участка.

Здесь требуется установить стороны, участвующие в заключении соглашения о взаимном использовании земельного участка и дать кадастровые и технические характеристики ЗУ. В основной части соглашения следует подробно, но лаконично и юридически корректно описать:

  1. какая площадь участка ограничивается;
  2. её местоположение на участке;
  3. какие работы планируется проводить;
  4. какие объекты располагать;
  5. срок использования;
  6. условия возвращения и досрочного прекращения.

Стороны указывают значимые для них правовые моменты, во избежание развития конфликта, а также для соблюдения всех обязанностей в соглашении об установлении сервитута. Предусмотреть всё необходимое требуется заведомо, чтобы впоследствии осталось только следовать достигнутым договорённостям, не выходя за их рамки. Если речь идёт о крупных объёмах работ, целесообразно составить проект планирования территории ограничения.

Сервитут подлежит государственной регистрации как вид сделки между лицами, поэтому готовый текст подписывается сторонами и требует регистрации в Росреестре.

Если ЗУ не в собственности, а в аренде у администрации или в праве постоянного (бессрочного) пользования (алгоритм получения описан здесь) – соглашение прилагается к заявлениям сторон, которые подаются в администрацию по месту расположения ЗУ. Так же требуется предъявить свидетельство о собственности на участок.

Государственная регистрация сервитутов проводится после получения выписки из решения административной комиссии. Для собственника достаточно составления соглашения. Стороны подходят к окну регистратора в местном отделении кадастра и картографии или в многофункциональном центре и подают документы, подтверждающие:

  1. личность сторон;
  2. принадлежность участка стороне соглашения;
  3. разрешение администрации об установлении сервитута.

Документы принимаются под расписку, где указывается дата выдачи регистрации сервитута. Обычно она составляет 21 рабочий день.

Все действия, которые проводятся в администрации, не требуют оплаты. Если стороны затрудняются составить соглашение самостоятельно, им требуется обратиться к юристу. Составление соглашения укладывается в сумму от 5 до 10 тысяч рублей, в зависимости от региона проживания и квалификации специалиста.

Обязательна уплата госпошлины при подаче соглашения для регистрации. Она устанавливается на основании статьи

333.33 НК РФ

. С начала 2015 года стоимость регистрации сервитута составляет:

  • 2 тысячи рублей – физическим лицам;
  • 22 тысячи – юридическим.

Вот такой нехитрый порядок установления сервитута на земельный участок действует у нас в РФ.

Часто возникают ситуации, когда план размещения коммуникаций затрагивает только часть соседнего землевладения. В этом случае совершенно резонно будет ограничиться обременением территории в пределах необходимого метража.

В порядке осуществления действий отличий практически нет – так же заключается соглашение, оговаривается стоимость, сроки, уплачивается полноразмерная пошлина.

Однако именно в случае долевого (частичного) сервитута необходимо предоставить кадастровый паспорт или выписку в регистрационный орган. План должен содержать отметку, определяющую границы обременяемой части.

Также рекомендуется в соглашении указать план землевладения с обозначениями границ доли, подлежащей сервитуту.

Сервитут – форма частичного обременения, при которой собственник вправе распоряжаться территорией, продавать или передавать по наследству. Вне зависимости от способа смены собственника действие сервитута не прекращается. Наследник или покупатель с удивлением могут узнать, что на территорию наложено обременение, в ходе оформления участка на себя.

Сколько заплатят и возместят ли убытки?

В соответствии с п. 1

лицо, обладающее публичным сервитутом, обязано вносить плату за полученное право ограниченного пользования землей.

Размер платежа определяется в следующем порядке:

  • если участок принадлежит государству или муниципалитету, то обладателю сервитута необходимо будет платить по 0,01% от кадастровой стоимости за каждый год эксплуатации земли;
  • если территория является частной собственностью, то в этом случае сумма платежа рассчитывается на основании ФЗ РФ «Об оценочной деятельности в РФ».

Справка! Оплата за сервитут может вноситься в виде единовременного перечисления денег или же путем проведения периодических платежей. В отношении государственных земель используется первый вариант.

Помимо платы за установление обременения, владелец участка также может рассчитывать на компенсацию убытков, возникших из-за установления сервитута (например, невозможность использования территории, удовлетворения обязательств перед иными лицами и т.д.).

Каким образом и на основании чего формируется размер платы и периодичность платежей за пользование различными сервитутами мы рассказывали здесь.

Заключение

Частный сервитут, в отличие от публичного, может быть установлен после заключения добровольного соглашения между соседями двух участков. Дать согласие на пользование территории может только собственник, даже если земля сдана в аренду. Если соседи не могут прийти к единому мнению, им поможет суд.

Установление сервитута – целесообразный выход использования чужого участка, на взаимно выгодных условиях. Допускает оформления по согласованию между сторонами.

Прочитав статью вы знаете как оформить сервитут на земельный участок — наша редакция надеется что информация была вам полезна!

Пример расчета платы

Согласно «Временным методическим рекомендациям по оценке соразмерной платы за сервитут» (утв. Росземкадастром 17.03.2004), которой активно пользуются суды РФ, плата должна быть соразмерна убыткам, которые понес собственник недвижимости, в связи с ограничением его прав (п. 2.1).

Для расчета указанной величины не обойтись без специальных познаний в оценке, поэтому в соглашении устанавливается единовременная или ежемесячная плата, которая устраивает обе стороны. При невозможности договориться, стороны обращаются в суд или к оценщику. В свою очередь, суды также полагаются в своих решениях на мнение экспертов.

Так, в

размер соразмерной платы был установлен судом на основании заключения эксперта: соразмерная плата в месяц за пользование частью земельного участка в размере 3 376 руб., а также определен размер убытков, которые составили согласно заключению 202 128 руб., в том числе: 143 048 руб. затраты на биологическую рекультивацию, 59 080 руб. недополученные расходы.

Решением Арбитражного суда Москвы А40-151826/2017 на основании экспертизы сделан вывод, что величина соразмерной платы составит: 259 842 (Двести пятьдесят девять тысяч восемьсот сорок два) рубля в год.

Методику определения и порядок внесения платы за сервитут на земельный участок мы более подробно рассматриваем в отдельном материале.

Итак, формально установить сервитут на часть земельного участка и зарегистрировать возможно только в случае его нахождения в государственной и муниципальной собственности (только для таких участок законом предусмотрена возможность занести в кадастр недвижимости сведения о части земельного участка).

Однако фактически это сделать можно и на основании соглашения, и на основании судебного акта, потому что эти документы предусматривают определение сферы действия и содержания обременения, от которых зависит и размер платы за сервитут.

, , , , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector