Серафимское юридическое агентство
Назад

Земельно-правовые нормы в 2020 году: понятие и классификация

Опубликовано: 02.05.2020
0
1

Земельные правоотношения: понятие и особенности

Поведение участников земельных отношений, соблюдение ими правил эксплуатации земли регулируется нормами профильного законодательства. Нормативные акты характеризуются такими признаками:

  • обязательность;
  • формальная определенность;
  • наличие связи с государством;
  • обязывающий и предоставляющий права характер;
  • системность.

Нормы земельного права делятся по таким признакам:

  • содержание;
  • характер предписания;
  • способ воздействия на субъекты правоотношений;
  • институт земельного права.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Существует также разделение по субъектам, реализующим право на использование земли. Это могут быть:

  • граждане,
  • госорганы,
  • предприятия или организации.

Понятие и классификация земельно-правовых норм описываются во многих учебниках по земельному праву. Специалисты в данной отрасли указывают на наличие разделения законодательных актов на две группы, согласно способу воздействия на участников земельных правоотношений:

  1. Материально-правовые, которые в свою очередь делятся на регулятивные и нормы-гарантии.
  2. Процессуально-правовые, которые регламентируют:
    • порядок рассмотрения споров;
    • процедуру обжалования принятых решений;
    • порядок подачи просьб;
    • способы подачи заявлений и ходатайств.

К первой категории относятся нормы положительного правового регулирования. Они делятся на:

  • уполномочивающие, направленные на реализацию субъектами их прав на совершение положительных действий: право сдавать собственность в аренду и так далее;
  • обязывающие. В качестве примера можно привести статью 42 Земельного кодекса РФ, требующую от владельцев земельных наделов соблюдения мероприятия по охране своей собственности);
  • запрещающие. Например, статья 23 ЗК Российской Федерации ограничивает пользование чужим участком;
  • компенсационные, которые обязывают участников земельно-правовых отношений возмещать причиненный вред;
  • нормы, предусматривающие обязанность субъектов выполнять требование по охране земли и других природных ресурсов от воздействий, способных причинить вред экологии.

Что касается процессуально-правовых норм, то они делятся на:

  • правонаделительные,
  • правообеспечительные,
  • правоохранительные,
  • правопрекращающие.

Нормы земельного права взаимосвязаны. Одни регулируют положительные действия субъектов правоотношений, другие выполняют правоохранительные функции. Благодаря такой логической связи допускается раздельное их формулирование.

Земельно-правовые нормы в 2020 году: понятие и классификация

Существуют также и другие особенности земельно-правовых норм. Некоторые статьи носят отсылочный характер. Они не излагаются полностью, в них отсутствует санкция. Это возможно при условии, что сама санкция находится в других отраслях законодательства. Так, Уголовным кодексом РФ предусмотрены наказания за земельные правонарушения, которые носят общественно опасный характер.

В статьях, предусматривающих административное наказание, присутствует ссылка на КоАП Российской Федерации. В качестве примера восстановительной санкции можно назвать статью 15 Гражданского кодекса РФ, предусматривающую обязанность возмещения в полном объеме убытков потерпевшему.

Земельные правоотношения – это понятие, определение которому дается в статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с нормой этого законодательного акта, под ними следует подразумевать отношения в сфере использования и охраны земель, которые являются основой жизнедеятельности лиц, проживающих на территории страны.

Элементами правоотношений в данной сфере являются:

  • субъект. В этом качестве может выступать государство, субъекты России, муниципальные органы, юридические или физические лица;
  • объект. Правоотношения предусмотрены статьей 6 Земельного кодекса РФ;
  • содержание. Под ним следует подразумевать взаимные права и обязанности субъектов, выполняющих действия в соответствии с нормами права.

Более детальные разъяснения даны в статье «Земельные правоотношения».

Структура земельных нормативных актов

Что такое земельно-правовые нормы

Каждая земельно-правовая норма имеет свою внутреннюю структуру. Под этим понятием подразумевают ее части, имеющие определенную логическую связь. Составляющими элементами являются:

Предлагаем ознакомиться  Как узаконить гараж без документов на землю

  1. Гипотеза. Эта часть содержит описание условий, при которых действует правовая норма. Это может быть краткий перечень обстоятельств, наступление которых позволяет ее применить или подробное описание той или иной ситуации, требующей применения нормы.
  2. Диспозиция. Описывает поведение субъектов правоотношений при наступлении обстоятельств, предусмотренных гипотезой.
  3. Санкция – элемент нормы, определяющий возможные юридические последствия, которые наступят в результате совершения правонарушения. Примечательно, что санкции могут носить не только наказательный характер, но и восстанавливать нарушенные права.

Структура земельно-правовой нормы не отличается от состава нормативных документов, регулирующих другие отрасли права.

Глава III. Собственность на землю (статьи 15 — 19)

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством ;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий ;

Предлагаем ознакомиться  Ходатайство о приостановлении производства по гражданскому делу суть

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства ;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Земельный участок в правовом поле

2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы .К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Предлагаем ознакомиться  Правила написания кассационной жалобы в конституционный суд рф

3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.

1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного  пользования;

землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);

правообладатели земельных участков — собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков;обладатели публичного сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования землями и (или) чужими земельными участками, установленное в соответствии с главой V_7 настоящего Кодекса.

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

2. Пункт утратил силу с 24 октября 2008 года — Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ.

3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

1) земли сельскохозяйственного назначения;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

2) земли населенных пунктов ;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

Заключение

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Все земельные правоотношения регулируются нормами действующего законодательства РФ. Государство полностью контролирует процесс эксплуатации земельных наделов, приобретение и отчуждение прав собственности на этот объект недвижимости, соблюдение правил использования земель. Эти и другие требования закреплены в земельно-правовых нормах.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector