Серафимское юридическое агентство
Назад

Конституционный уставной суд республики татарстан

Опубликовано: 07.03.2020
0
2

Правовая основа деятельности

Согласно ст. 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» конституционный (уставный) суд субъекта РФ

Конституционные (уставные) суды не образуют, в отличие от судов общей юрисдикции и арбитражных судов, единой системы, возглавляемой каким-либо судебным органом. Конституционный Суд РФ не является судебной инстанцией в отношении конституционных (уставных) судов субъектов РФ. При этом конституционные (уставные) суды входят в судебную систему России, то есть на судей этих судов распространяются все гарантии и требования, предусмотренные Законом РФ от 26 июня 1992 г.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

По состоянию на 2016 год возможность образования конституционных (уставных) судов предусмотрена конституциями и уставами 50 субъектов Российской Федерации[1]. При этом по состоянию на 2016 год законы, регламентирующие деятельность таких судов, приняты только в 23 субъектах Российской Федерации[1]. Фактически же в 2016 году эти суды действовали в 16 субъектах Российской Федерации[1].

Функции

У Конституционного (уставного) суда несколько функций:

  • Проверка нормативно-правовых актов субъекта РФ;
  • Толкование конституции (устава) субъекта РФ. Имеется тенденция к сокращению числа решений о толковании конституций (уставов) субъектов, связанная с тем, что законодательство после принятия конституции (устава) постепенно заполняется решениями (в том числе того же конституционного (уставного) суда) о толковании конституции (устава). Поэтому чем больше времени прошло с момента принятия Конституции (устава), тем меньше принимается решений об её толковании. Например, за 2011—2015 годы было принято только 10 постановлений о толковании конституций (уставов) субъектов РФ[2];
  • Разрешение споров о компетенции между органами власти. В некоторых регионах конституционные (уставные) суды разрешают споры о компетенции между органами государственной власти субъекта РФ, между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления. Такие полномочия имеют конституционные суды 6 республик (Чечни, Адыгеи, Северной Осетии, Якутии, Татарстана, Кабардино-Балкарии)[3]. Этими полномочиями на практике пользовались крайне редко — до 2016 года по всей России были приняты только 7 постановлений и 1 заключение тремя судами[3];
  • Проверка вопросов, выносимых на референдум. По состоянию на 2016 год это полномочие имелось только у конституционных судов Адыгеи, Чечни и Якутии[3]. На практике это право почти не используется — к 2016 году было по всей России принято только 2 постановления[3];
  • Предварительный конституционный контроль проектов актов, изменяющих конституцию (устав) субъекта РФ. По состоянию на 2016 год это полномочие имелось только у конституционных судов Адыгеи и Якутии, а также у Уставного суда Калининградской области[3]. Это право использовалось редко. К 2016 году 5 заключений вынес Конституционный суд Республики Адыгея и 8 постановлений Уставной суд Калининградской области[3].

Лица, органы и организации, имеющие право обращения в конституционный (уставный) суд субъекта РФ

Список субъектов, имеющих право обращаться в Конституционный (уставный) суд субъекта РФ зависит от субъекта РФ. К их числу относятся:

Предлагаем ознакомиться  Права и обязанности электросварщика ручной сварки

  • Граждане, чьи права затронуты оспариваемым нормативно-правовым актом;
  • Депутаты парламента соответствующего субъекта Российской Федерации;
  • Суды общей юрисдикции — во всех субъектах РФ, где созданы конституционные (уставные) суды. Исключение — конституционные (уставные) суды Башкортостана, Карелии, Санкт-Петербурга и Калининградской области[4];
  • Иные органы. Например, в Калининградской области обратиться в Уставный суд может (по состоянию на 2016 год) каждый депутат областной Думы, ассоциация муниципальных образований Калининградской области, группа депутатов органа местного самоуправления численностью не менее пяти человек, Нотариальная палата Калининградской области в связи с возникшим юридическим делом в нотариальной деятельности[5].

Состав судов

Требования к кандидатам делятся на два уровня[6]:

  • Федеральные. Они едины для конституционных (уставных) судов всех субъектов Российской Федерации. Согласно закону «О статусе судей в Российской Федерации» кандидат на должность судьи конституционного (уставного) суда должен быть гражданином России, достигшим 25 лет, имеющим высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет, не совершившим порочащих поступков и сдавшим квалификационный экзамен;
  • Региональные. Они зависят от субъекта, в котором создан конституционный (уставный) суд. К ним относится предельный возраст судьи. В 8 субъектах он установлен в 65 лет, в остальных — 70 лет.

Конечно, в любом случае пребывание в должности судьи также ограничено предельным возрастом.

Порядок назначения судей зависит от субъекта Российской Федерации. Кандидатура судьи конституционного (уставного) суда предлагается[9]:

  • Высшим должностным лицом субъекта федерации;
  • Группой депутатов регионального парламента (Санкт-Петербург — 7 депутатов);
  • Разными сторонами. В Адыгее треть судей предлагается высшим должностным лицом субъекта (главой республики), треть — законодательным органом субъекта федерации, а треть от Верховного суда Адыгеи
  • Председатель парламента (Татарстан).
  • Иные органы и организации (в некоторых случаях).

Финансирование и «себестоимость» судебного решения

В 2015 году на деятельность 16 конституционных (уставных) судов было потрачено из бюджетов субъектов Российской Федерации 560,2 млн руб.[10]. Всего эти судебные органы за 2015 год вынесли 44 постановления и 138 определений[10]. Таким образом «средняя себестоимость» одного судебного решения суда субъекта Российской Федерации в 2015 году превысила 3 млн руб.

Предлагаем ознакомиться  Территориальная подсудность дел о разводе

Отменённые конституционными (уставными) судами нормативные акты

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Большинство отменённых конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации нормативно-правовых актов принято органами местного самоуправления. Например, Уставный суд Свердловской области за период с 1999 по 2016 годы отменил полностью или частично 62 нормативно-правовых акта[11]:

  • Приказы министерств Свердловской области — 0;
  • Постановления Правительства Свердловской области — 9;
  • Законы и кодексы Свердловской области — 5;
  • Постановления областного парламента и его палат — 2;
  • Соглашения между муниципальными и областными органами власти — 1;
  • Муниципальные нормативно-правовые акты — 45.
, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector