Серафимское юридическое агентство
Назад

Каким образом вести себя правильно на дороге в условиях недостаточной и ограниченной видимости

Опубликовано: 22.03.2020
0
1

Как правильно двигаться в данных условиях?

Условия недостаточной видимости можно разделить на 4 основных критерия. К каждому из них написаны правила (см. таблицу). Если их придерживаться, то движение будет безопасным.

Критерий

Правила

Движение во время проливного дождя В проливной дождь сцепление колес с дорогой снижается и тормозной путь автомобиля становится больше. Наибольшую опасность представляет движение во время дождя на высокой скорости. В этом случае вода не «втапливается» в протектор покрышек. При одном неверном движении руля водитель может потерять управление. Лучшим выходом из этой ситуации станет примененная техника торможения двигателем
Движение во время тумана Инспектора ГИБДД настоятельно рекомендуют даже опытным водителям во время сильного тумана прекратить движение. Если же такой возможности нет, то следует снизить скорость и включить ближний свет вместе с противотуманками. Также рекомендуется опустить водительское стекло и прислушиваться ко всем звукам. Обгонять и останавливаться на обочинах строго запрещается
Движение при ярком солнце Яркие солнечные лучи, особенно утром и вечером, значительно снижают видимость дороги. Водители при ярком свете хуже различают сигналы светофора и плохо ориентируются на нерегулируемых пешеходных переходах. Не рекомендуется использовать солнцезащитные очки. Гораздо эффективнее будет применение козырьков от солнца
Движение во время прочих неблагоприятных условий К таким условиям чаще всего относят выпадение первого снега, метель или сумерки. Во время выпадения первого снега водитель обязан сразу же заменить летние покрышки на зимние. Во время метели — соблюдать скоростной режим и держать дистанцию. В ночное время суток рекомендовано использовать дальний свет. Однако не во всех ситуациях это возможно. Если дальний свет включить нельзя, то рекомендуется использование противотуманных фонарей, снижение скорости и повышенная концентрация внимания

Выше уже было рассмотрено, что же такое недостаточная видимость дороги. ПДД четко описывают состояния, когда необходимо соблюдать особенную осторожность, но предупредить водителя знаками не всегда возможно. Обычно подобные дорожные знаки устанавливаются около мостов через реку, где чаще всего бывает туман.

Если неопытный водитель собирается передвигаться на большие расстояния, то ему настоятельно рекомендуется еще раз детально изучить пункты 19.1-19.8 ПДД. Там точно обозначено, что при нарушении скоростного режима и при невнимательности за рулем во время недостаточной видимости водитель не сможет оперативно отреагировать на аварийную ситуацию.

Любой водитель должен чувствовать разницу между понятиями «недостаточная видимость» и «ограниченная видимость».

Каким образом вести себя правильно на дороге в условиях недостаточной и ограниченной видимости

Ограниченная видимость подразумевает наличие на дороге постоянных или временных преград. К ним относятся горы, строения, здания или резкие повороты. Также есть и временные преграды, а именно остановившийся транспорт, дорожные работы. Запомнив это, можно без труда различить, когда на дороге недостаточная видимость, а когда — ограниченная.

Проще говоря, под ограниченной видимостью понимается физическая преграда, которая мешает нормальному обзору. Несмотря на то что такие преграды почти всегда постоянные, водитель обязан соблюдать скоростной режим и быть очень внимательным за рулем.

Когда на дороге недостаточная видимость, настоятельно рекомендовано использовать противотуманные фонари. Желательно при покупке автомобиля обратить на эту опцию отдельное внимание. Если же модель не выпускается с противотуманками, то желательно дополнительно оснастить ими автомобиль. Иногда водители заменяют ДХО на противотуманные фонари.

Также при недостаточной видимости нужно снизить скорость. Лучше передвигаться медленно, но уверенно. При возможности включить все внешние осветительные приборы. Идеальным вариантом был бы включенный дальний свет.

Не забывайте про повышенную внимательность. В условиях недостаточной видимости водитель быстро утомляется, поэтому необходимо время от времени давать отдыхать глазам. Поможет гимнастика для глаз или временная остановка на хорошо просматриваемых участках дороги. На трассах желательно останавливаться только в специально отведенных для этого местах. Обычно они защищены от дороги какими-либо преградами.

В принципе, в ПДД нет никаких особых требований относительно вождения в подобных условиях. Единственное, что требуется от водителя, — выбирать скоростной режим с учетом дорожной обстановки и качества покрытия.

Также сказано, что нужно включать внешние световые приборы, исходя из обстоятельств:

  • ближний свет — в условиях города, вне города для избежания ослепления водителей встречных ТС, на подъеме;
  • дальний свет — вне города при условии, что вы не идете на обгон или по встречной нет транспорта на расстоянии 150-200 метров;
  • противотуманные фары — снег, туман, дождь, их включают совместно с ближним светом.

n016_2.jpg

Кроме того, необходимо оставить включенными задние противотуманные фары, а если совершаете вынужденную остановку, то габариты тоже должны гореть.

Также, водители прибегают к простому правилу выбора скоростного режима — скорость не должна превышать половины видимости в метрах. То есть, если дорога в условиях тумана просматривается на 20 метров, то двигаться нужно не быстрее 10-ти метров в секунду или 36-40 км/час. В любом случае водитель обязан учитывать длину тормозного пути, которая будет увеличиваться на скользкой, мокрой или заснеженной трассе.

Огромное значение имеет соблюдение дистанции. Не стоит слишком близко приближаться к впереди идущим транспортным средствам. Учитывайте, что время реакции значительно снижается при длительном вождении в одном скоростном режиме. В сумерках, когда темнеет быстро, препятствия различать сложнее, поэтому вовремя включайте освещение.

Термин «Ограниченная видимость» означает объект или особенность дорожного полотна, ограничивающий видимый обзор до 100 метров. Под объектом подразумеваются габаритные машины, деревья, здания.

К особенностям зоны ограниченной видимости относятся подъемы, затяжные повороты или извилистые участки дорожного полотна.

Важно знать! Категорически запрещается совершать обгон, разворот, стоянку или остановку на отрезке пути с ограниченной дальностью обзора. Такие манёвры могут подвергнуть опасности как вас, так и других водителей.

Предлагаем ознакомиться  Обычные условия трудового договора

Эта часть статьи для тех, кто намерен сдавать экзамены на получение водительского удостоверения. Положения взяты из правил дорожного движения Российской Федерации.

  • Недостаточная видимость — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
  • Ограниченная видимость — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или транспортными средствами.
  Ограниченная видимость Недостаточная видимость
Скорость По ситуации 35-40 км/ч
Дистанция 100-200 м 300-400 м
Световые приборы Дневные ходовые огни ближний свет, противотуманные фары

Данные ограничения не являются строгими и не прописаны в правилах ПДД. Исключение — световые приборы.

Внимание! При недостаточной видимости стоит снизить скорость до безопасной. Всегда учитывайте длину тормозного пути и не приближайтесь чрезмерно близко к впереди идущему автомобилю.

К условиям, характеризующимся как недостаточная видимость на дороге, относятся временные явления. Они блокируют обзорность далее 300 метров от авто. Одним из факторов являются сумерки.

Сумеречным периодом называется время, когда солнце только оказалось за горизонтом. При этом еще сохраняется хорошая видимость на дальнее расстояние без включения фар. Соответственно сумерки могут быть ночными и дневными.

Во время дождя

Начинающие водители могут считать, что дождь опасен для транспорта тем, что снижает сцепление колес с дорогой. В отдельных случаях мокрое полотно понижает коэффициент до 2 раз и более, что существенно увеличивает тормозной путь. Из-за аквапланирования происходит множество аварий.

Также осадки в виде дождя или снега понижают видимость дорожной обстановки для водителя. Ограниченная обзорность не должна стать для автомобилиста неожиданностью. Важно заранее настроиться на то, что во время непогоды нужно менять поведение за рулем.

Даже если встречное авто залило водой из лужи или потока на дороге лобовое стекло, нельзя резко тормозить или делать внезапные маневры. Стоит выполнить ряд мероприятий:

  • сразу включаем очистители стекла;
  • плавно снижаем нагрузку с педали газа;
  • при необходимости переходим постепенно на пониженную передачу или включаем аварийку, что даст понять водителям вокруг о ваших сложностях в управлении машиной.

Как только видимость восстановится, выключайте аварийную световую сигнализацию, но увеличивать скорость не стоит. Мокрые колодки не смогут качественно выполнить свою работу.

При тумане

Вождение в тумане требует более высокого профессионализма от автомобилиста, чем езда в дождь. Такие погодные условия создают потенциально высокоаварийную ситуацию на пути. Ежегодно в таких ДТП гибнет и калечится множество людей.

Негативными факторами тумана являются:

  • существенно снижается зона видимости;
  • формируется обман зрения;
  • затрудняется ориентирование на местности;
  • отсутствует возможность просчитывания расстояний до объектов.

Такая погода формирует искаженное восприятие предметов и транспорта. Рассчитать скорость движущегося попутного или встречного автомобиля практически невозможно. Происходит искажение цветов (кроме красного спектра). Это делает наиболее видимыми красные машины.

Высокая концентрация и напряжение выматывает водителя, что может стать причиной совершения ошибок. Вглядываясь во мглу, устают быстро глаза, особенно, когда на машине отсутствуют более приспособленные для ситуации противотуманные фары. Дальний в такой ситуации оказывается абсолютно бесполезным.

Правильным является следующее поведение:

  • важно снизить скорость на столько, чтобы она была в 2 раза меньше значения видимости в метрах, например, для обзорности 40 м., нужно ехать не быстрее 20 км/ч;
  • водитель должен суметь затормозить в пределах видимости;
  • включен должен быть ближний и противотуманки;
  • обязательно работают «дворники» на лобовом стекле и обогрев заднего;
  • если видна разметка, то нужно ехать близко к ней, а не к обочине;
  • можно наклонить голову вперед или при необходимости высунуть ненадолго из окна;
  • боковое окно желательно держать открытым, чтобы иметь возможность услышать шум приближающегося мотора чужого авто;
  • можно периодически за пределами города подавать звуковой сигнал.

Недостаточная видимость: описание

Опытные водители не раз сталкивались с условиями при которых «ни зги не видно». Такие условия как дождь, туман, пурга, сумерки, дым, слепящее солнце способствуют невозможности различать объекты на расстоянии не более 300 метров. Расстояние определяется «на глаз», либо с помощью ориентиров.

Как определить недостаточность обзора? Если водитель не различает цвет, форму впереди идущего ТС, либо не видит пешехода или другой объект, то видимость считается недостаточной. Во всех случаях настоятельно рекомендуется снизить скорость передвижения и включить «аварийку», чтобы избежать ДТП.

Внимание! К недостаточной видимости можно отнести темное время суток, так как дальность обзора зависит от световых приборов ТС.

Скорость при хорошей видимости

Скорость всегда  выбирается, исходя из обстановки. Пример: движение с ближним светом фар по неосвещенной дороге – т.е. в условиях недостаточной видимости. Днем видимость хорошая во всех направлениях, а в темноте – максимум на 50 метров от фар ближнего света впереди и совсем ничего – по сторонам. Соответственно, возможности для прогнозирования ситуации сильно ограничены, и движение в таких условиях за городом с разрешенной скоростью 90 км/ч – это, практически, управление автомобилем в надежде на удачу.

Каким образом вести себя правильно на дороге в условиях недостаточной и ограниченной видимости

Если взять скорость 80 км/ч, то за секунду (время реакции) машина проходит 22 метра плюс, если сухой асфальт и хорошие шины, 25 метров торможения – итого 47 метров. Вспоминая правило выбора скорости, при которой остановочный путь должен быть меньше расстояния видимости, приходим к максимально допустимой скорости в темноте — 80 км/ч на сухом асфальте. Добавьте сюда возможность появления пешеходов – еще медленнее, добавьте скользкую дорогу — еще…

Далее, самое интересное — движение днем по городу и трассе — как раз то, о чем часто идут споры. Одни говорят, можно по трассе 130, а по городу 80, другие говорят, это слишком быстро, ведь дети бегают. На самом деле, все просто и зависит от расстояния видимости и расстояния до препятствия.

Открытый обзор

Пример. Едем по Кутузовскому проспекту или любому другому шоссе в Москве. 6 полос в каждую сторону, светофоров и переходов нет, только дорога. А многие городские трассы (те же шоссе, ТТК) проходят вообще над землей. На таких дорогах, если едем вдали от правого ряда, обзор открытый и простирается, бывает, на километры вперед.

Это совсем не 50 метров, как в темноте. Значит, с точки зрения обзора, можно ехать и быстрее, чем 80 км/ч. То есть при такой скорости мы сможем обеспечить остановочный путь, меньший, чем расстояние видимости. Понятно, это справедливо не только для скоростных городских дорог, но и для шоссе вне населенного пункта.

А что насчет расстояния до препятствия или потенциального препятствия? Если едем по надземной эстакаде, никаких пешеходов там нет и быть не может (в теории). Значит, можно ехать быстро и безопасно. Насколько быстро? Я считаю, что эти трассы можно смело приравнивать к магистралям, значит 110 км/ч — легко.

Предлагаем ознакомиться  Что рассматривают мировые судьи, особенности судопроизводства, как подать иск в суд

Сам езжу 100, для меня это оптимальная скорость. И не очень быстро, хватает времени на оценку ситуации, и не очень медленно, чтобы уснуть от тоски. А с точки зрения Правил, на ТТК это разрешенные 80 поправка на превышение 20 км/ч в КоАП, на МКАД вровень с ограничениями, а на магистрали и того ниже.

А если едем по дороге на одном уровне с землей? В левом ряду с отбойником посередине дороги никаких детей и бабушек не бывает (опять же, в теории), так что можно ехать. Если едем в правом ряду, вблизи тротуара, расстояние до пешеходов близкое, и тут не погоняешь. Здесь надо прикинуть, является ли это расстояние достаточным, чтобы пешеход в одно движение (шаг, прыжок, падение) оказался перед вашей машиной.

Например, оцените, насколько далеко тротуар от дороги. Если его отделяет полоса зеленых насаждений, особенно, непролазных, это вполне безопасная ситуация. Или, бывает, тротуар отделен от дороги ограждением, что тоже обеспечивает безопасность, поскольку пешеход при всем желании не попадает к вам под колеса.

Если пешеход может быть рядом, 50 км/ч – потолок скорости.

Недостаточная видимость

И неважно, что в левом ряду этой же дороги можно спокойно ехать быстрее. Поскольку левый ряд и правый – две большие разницы, как говорят в Одессе. В левом пешеходы не водятся, а возле правого – как пчел возле улея. Не нравится ехать 50 км/ч, когда соседи едут 80 и выше? Уйдите в 3-4 ряд, и там «делайте, что хотите».

Узкая дорога

Реальная скорость может быть еще меньше, чем 50, если место узкое и уйти от столкновения в сторону невозможно. Тут все просто и зависит от ширины дороги. Есть куда уйти в сторону от столкновения? Можно ехать с привычной скоростью. А если дорога узкая и места для ухода в сторону нет, тогда вся надежда только на торможение, и ВЫ должны обеспечить себе место под остановочный путь. Снижаем скорость!

Я понимаю многих водителей, которые живут в небольших городах или населенных пунктах еще меньшего масштаба. Там нет таких трасс, как в мегаполисах, и им странно слышать про 110 км/ч по городу. Все верно. Как только мы съезжаем с городских магистралей (это называется ДОРОГА) в черту города (это называется УЛИЦА), появляется и резко возрастает вероятность наезда на пешехода — даже если эти улицы имеют хороший обзор вдаль и по сторонам.

Это происходит из-за большого количества пешеходов вблизи дороги и небольшого расстояния от дороги до тротуаров, остановок общественного транспорта, а также ввиду пересечения путей машин и пешеходов на одном уровне, т.е. «зебр». Тут скорость даже 60 км/ч – разрешенная и установленная законом! – не всегда является безопасной.

Потому что вы не сможете обеспечить себе остановочный путь. Едете вы 60, а справа идет пешеход. Оступился, споткнулся, и вам под колеса. А у вас остановочный путь 30 метров при такой скорости. О чем тут разговаривать? Видимость отличная, бабушку видел, но она вдруг оказалась совсем близко к машине…

Вывод — при движении по улицам можно ехать быстро (для городской обстановки быстро – это 60 км/ч) при соблюдении сразу двух условий:

  • хороший обзор
  • боковой интервал от машины до потенциального препятствия (пешехода, собаки, велосипедиста и т.д.) — больше, чем это самое «препятствие» сможет преодолеть в одно стремительное действие.

Недостаточная видимость дороги это

Соответственно, если до пешеходов близко или если нам не видно, есть ли они справа/слева от машины на потенциально небольшом расстоянии — снижаем скорость.

Я часто рассказываю об этом, и столь же часто мне возражают, мол, если так ездить, будешь раздражать водителей сзади, которые тебе моргают фарами, сигналят, злятся… И здесь же ученики задают вопрос: как быть, если сзади сигналят? Все просто. Если мне сигналят, я не обращаю внимания и еду дальше. Конечно же, я против создания помех другим водителям, да и пробок у нас и без этого хватает. И сам с трудом сдерживаю эмоции, когда вижу впереди себя медлительного и нерасторопного водителя.

Но давайте отделим мух от котлет. Одно дело, когда водитель сдерживает поток машин сзади из-за своей беспечности. Например, он неосознанно снизил скорость, потому что отвлекся на телефон и набирает смс, хотя здесь можно и нужно двигаться быстрее. Конечно, в этом случае гнев водителей сзади оправдан, и водитель-«тормоз» неправ.

И совсем другое дело, когда водитель сдерживает торопыг сзади как раз потому, что он грамотный, правильно оценил ситуацию и принял сознательное решение снизить скорость до 20 км/ч в угоду безопасности. Тогда он прав, а лихачи – нет. Они, конечно, этого не знают, но лично мне от этого ни холодно, ни жарко.

Вообще, современное безопасное вождение – его еще называют «защитное вождение» (от англ. defensive driving) – подразумевает, что водитель управляет не только автомобилем, но и дорожной ситуацией вокруг себя. Грубо говоря, «парни, вы будете ехать с той скоростью, с которой считаю нужным двигаться я, если превышение этой скорости в данный момент опасно».

Правда, если у меня есть возможность уйти в сторону, например, в карман между припаркованными машинами, я так и делаю – пусть летят и рискуют, это уже их дело. Пропускаю и продолжаю двигаться, как нужно мне. Да и мало ли, может у человека пожар дома случился или жена рожает, ему вообще не до чего сейчас, пускай едет… Если же возможности уйти в сторону нет, я ничего не предпринимаю и навязываю свой режим движения.

Предлагаем ознакомиться  Дорожный знак Одностороннее движение и правила проезда под ним

Так что в ситуации с закрытым обзором при недостаточном расстоянии до возможной помехи законы физики ЗАПРЕЩАЮТ вам ехать даже с разрешенной ПДД скоростью. Особенно это актуально при проезде мимо стоящего на остановке автобуса/троллейбуса. Конечно, еще в 80-х в младших классах школы нас учили обходить автобус сзади, а трамвай спереди.

В итоге: чем лучше и дальше просматривается дорога, чем лучше ее покрытие и чем она шире (больше места для ухода в сторону), и чем дальше ваша траектория движения проходит от места «обитания» пешеходов и других потенциальных подвижных «помех» или объекта, загораживающего обзор, тем быстрее можете ехать.

Чем хуже просматривается дорога, чем она более скользкая, чем она уже и чем ближе вы к месту обитания пешеходов и других потенциальных «препятствий» или объекту, загораживающего обзор, тем медленнее вы ОБЯЗАНЫ ехать.

Обратите внимание, в первом случае — можете, во втором — обязаны.

То есть скорость зависит от следующих параметров:

  • видимость и обзорность дороги и прилегающих территорий
  • скользкость покрытия
  • ширина дороги
  • боковое расстояние до пешеходов или до объекта, ограничивающего обзор

В таблице ниже приведены значения остановочного пути в зависимости от начальной скорости и типа покрытия.

Тип дорожного покрытия

Коэффициент сцепления шин с дорогой

Скорость движения автомобиля до начала торможения, км/ч

20

40

60

80

100

120

 

Расстояние, проходимое автомобилем за 1 с без торможения, м

6

11

17

22

28

33

 

Остановочный путь, м

Сухой асфальт

0,8

8

19

34

54

77

104

Мокрый асфальт

0,4

9

27

52

85

126

175

Снег

0,2

13

43

87

148

224

316

Лед

0,1

21

74

158

274

421

600

Выбирайте скорость так, чтобы с учетом этих параметров вы в итоге могли остановиться перед препятствием или объехать его.

В заключение вернусь к фразе «большинство ДТП происходит вследствие превышения скорости водителями».

ДТП происходит не из-за превышения скорости, указанной на знаках, а из-за превышения безопасной скорости для данной дорожной обстановки.

Скорость при ограниченной видимости

Ограниченная видимость по действующим ПДД для водителя проявляется в ограничении поля зрения окружающим ландшафтом, строениями, растительность, дорожными изгибами. Фактически подобная видимость не зависит от текущего времени. Водитель должен придерживаться рекомендованного ограничения скорости на подобных дорожных участках. Кроме этого при движении определены запреты на развороты или обгонные маневры.

В значении обзорности нет разницы по сезону или времени суток, что отличает его от других понятий. Стоит дополнительно учитывать обязательства, накладываемые на водителей за пределами города. Чтобы повысить видимость, которая может быть недостаточная даже днем в пасмурную погоду, всех обязуют включать ближний свет либо ходовые огни, чем стремятся снизить аварийность.

Рассмотрим несколько рекомендаций в той или иной ситуации на дороге.

Вода снижает сцепление колес с дорогой, что приводит к ухудшению управляемости и увеличению тормозного пути. На асфальтированном покрытии опасно аквапланирование. Бывалые автомобилисты отмечают, что машины, идущие на обгон или едущие навстречу, выбрасывают поток воды с грязью. Это приводит к сильному загрязнению лобового стекла и полному ослеплению.

Не стоит паниковать! Уберите ногу с педали газа и немедленно включите «дворники» в быстром темпе. Никогда не бейте по тормозам, используйте двигатель. Следующий случай — сильный ливень. Стеклоочиститель не успевает «протирать» лобовое стекло и видимость почти нулевая. Стоит сбросить скорость, а лучше остановиться, пока дождь не утихнет.

Затруднение в ориентировании, обман зрения и уменьшение дальности обзора — последствия тумана. Во многих случаях искажается расстояние и скорость ТС. Более того, туман сильно воздействует на психику человека. Низкая дальность обзора, неожиданные повороты и встречные машины заставляют водителя нервничать и принимать неверные решения.

Потеря концентрации и усталость глаз снижают реакцию автомобилиста. При тумане рекомендуется снижать скорость до половины дальности обзора. Пример: видимость 40 м, скорость должна составлять 20 км/ч. Двигайтесь с ближним светом и «противотуманками», они лучше освещают дорожное полотно, чем дальний свет.

Вот несколько советов по передвижению в тумане:

  1.  Будьте готовы к остановке в пределах видимого участка пути.
  2. Разъезд со встречным автомобилем при дальнем свете проводится без переключения.
  3. Включйте задние «противотуманки».
  4. Используйте «дворники».
  5. Если окна запотевают, следует включить обогрев.
  6. Чтобы разглядеть дорогу в очень густом тумане, высуньте голову из окна.
  7. Не используйте фонари впереди идущего авто в качестве ориентира.
  8. Ни в коем случае не совершайте обгон.

Сумерки

Самое коварное время суток. Глаза человека не могут различать объекты и расстояние до них. Нередко случается обман зрения. Водителю кажется, что перед ним препятствие, но на самом деле его нет. В сумерках рекомендуется включать дальний свет фар. Он не сильно повлияет на дальность обзора, но поможет увидеть неожиданно возникшее препятствие. Совет: двигайтесь с такой скоростью, при которой вы немедленно сможете среагировать остановкой или объездом.

Слепящее солнце

Ранним утром, когда солнце взошло над горизонтом, водители сталкиваются с ослеплением. Козырек не помогает, а очки чересчур затемняют неосвещенные участи дороги. Зрачки сужаются, и автомобили кажутся черными силуэтами, а пешеходов вовсе не видно. При таком освещении, проезжая тень, зрачки не успевают приспособиться, и водитель внезапно перестает видеть в течение пары секунд.

Двигаясь в противоположную сторону от солнца, трудно разглядеть сигналы светофора, фонари ТС. В данном случае тень вашей машины должна падать на автомобиль, идущий впереди. Если же солнце светит сбоку, то используйте козырек, развернув его на бок.

, , ,
Поделиться
Похожие записи
Комментарии:
Комментариев еще нет. Будь первым!
Имя
Укажите своё имя и фамилию
E-mail
Без СПАМа, обещаем
Текст сообщения
Adblock detector